Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Образ хаоса в лирике Ф. И. Тютчева

Сочинение на тему «Образ хаоса в лирике Ф. И. Тютчева»

Образ хаоса предстает перед нами во многих стихотворениях Тютчева. Он представляет хаос как землю и противопоставляет его небу, то есть космосу. Это направление поддержали и современные поэты — такие, как Цой и Кин-чев. Например, у Цоя есть такие строки: «Между Землей и Небом война». Образ хаоса появляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи.

Критик Лаврецкий отозвался об образе хаоса в творчестве Тютчева так: «Хаос, по Тютчеву, — бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая, дурная основа Мира».

Посмотрим, как образ хаоса проявляется в некоторых стихотворениях Тютчева. Одним из самых ярких стихотворений, где присутствует образ хаоса, является «Последний катаклизм»:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

Уже в самом названии заложен мотив хаоса. Та же беспорядочность, суета пронизывает все стихотворение.

В стихотворении «Безумие» отчетливо виден образ хаоса. Здесь беспорядочность Тютчев описывает через метафоры:

Слился, как дым, небесный свод…
Безумье жалкое живет.

Иногда Тютчев рисует образ хаоса в виде Моря:

И бунтует, и плачет,
Хлещет, свищет, и рвет…

В стихотворении «Море и утес» Тютчев противопоставляет Море, то есть хаос, утесу, то есть средоточию покоя:

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,—
Но спокойный и надменный…

Также в образ хаоса Тютчев вписывает судьбу человека:

Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Бездна в глазах Тютчева представляет собой нечто непонятное, невероятное, без смысла. Можно сказать, что бездна олицетворяет хаос:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

В стихотворении «Сон на море» Тютчев говорит о хаосе уже открыто:

…Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон…

Тут Тютчев подразумевает, что тело — это земная принадлежность, которая растворяется в хаосе, а душа выше хаоса, она находится в космосе, когда тело мертво. Так что тут сои упоминается как синоним смерти.

О своеобразии творчества Тютчева говорит Соловьев: «Но и сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия…» В этом Тютчев действительно является вполне своеобразным автором. И если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей русской поэтической литературе.

Образ хаоса является одним из важнейших компонентов лирики Тютчева. Это один из первых поэтов, который стал противопоставлять Космос хаосу, или небо земле. И это направление поддерживают современные поэты.