Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Образы и символика в поэме Д. А. Блока «Двенадцать»

Сочинение на тему «Образы и символика в поэме Д. А. Блока «Двенадцать»»

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло ещё недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать».

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать» является ветер, подобно ей, он сносит всё на своем пути.

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!

В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может «под-скользнуться» на «ледке» революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается ещё один яркий символ — «мировой пожар». В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, «грозовому вихрю», «снежному бурану»; для него «размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…». Эта идея нашла свое отражение в поэме «Двенадцать», где автор говорит о «мировом пожаре» — символе вселенской революции. И этот «пожар» обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело — защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается ещё большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть — вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме «Двенадцать» являются образы старухи, попа, буржуя — они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но старуха верит в Богородицу, «матушку-заступницу». Для неё важны насущные проблемы, а не революция:

На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят…

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за свою дальнейшую жизнь:

Ветер хлесткий!
Не отстаёт и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и длиннополый —
Сторонкой — за сугроб…
Что нынче невесёлый,
Товарищ поп?

Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как «безродный», «холодный» пёс, который едва плетётся за двенадцатью красноармейцами:

…Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстаёт —
Пёс холодный — пёс безродный…
Впереди — Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к

Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Революционный Петербург, в котором разыгрываются «вселенские стихии», олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил её как расколотый надвое мир, как противостояние чёрного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме «Двенадцать»: с одной стороны, чёрный ветер, чёрное небо, чёрная злоба, чёрные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, — символ победного конца, с другой стороны — символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: чёрное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Благодаря системе образов и символике в поэме «Двенадцать» Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.