Среди всех коммунистов, подробно описанных или только упомянутых в романе «Поднятая целина», самым колоритным является Макар Нагульнов. Его странные, смешные или неприятные черты на самом деле представляют собой попытку буквального следования заветам коммунистического учения, они — следствие его умения «не отвлекаться от революции». Но, как выясняется в романе, «отвлечением от революции» оказывается вся жизнь. Андрей Разметнов даже всерьез уверяет, что Нагульнов способен отдать приказ выхолостить всех мужиков, чтобы они на баб не заглядывались и от революции не отвлекались. Поэтому вполне последовательный герой по необходимости является героем ущербным, раненным в голову, страдающим припадками.
Если Андрей Разметнов способен всерьез страдать от вида раскулаченной семьи Гаева, где детей — одиннадцать штук, если Давыдову для оправдания совершаемого нужно вспомнить собственное страшное детство, то Нагульнов ни на миг не сомневается в справедливости и истинности происходящего. Мало того, усомнившегося Разметнова он сразу записывает во «враги» и «гады».
Для Нагульнова не просто нет и не может быть никаких сомнений в правомерности любого действия на благо революции, но все вообще качества человека, все ценности являются таковыми или не являются в зависимости от того, на какой стороне находится их владелец. Замечательно рассуждение Нагульнова: «Вот был, к примеру сказать, у нас в дивизии бас — на всю армию бас! Оказался стервой: переметнулся к врагам. Что же ты думаешь, он и теперь для меня бас? Черта лысого! Теперь он для меня фистуля продажная, а не бас!» Эта фраза могла бы быть в точности повторена «руководителями культуры» в советскую эпоху, если бы у них хватало Макаровой искренности и прямоты, а главное, уверенности в правоте того дела, которому они служили.
Если Нагульнова не призывают непосредственные нужды революции, то он находит себе дело, могущее в будущем способствовать ее успешному и победному шествию. Например, начинает учить английский язык, не будучи в состоянии почти ничего запомнить из-за больной вследствие полученной раны головы и припадков. Все дела, предпринимаемые им для скорейшего пришествия мировой революции, столь же фантастичны и далеки от реальной жизни.
Жену свою, Лушку, он отпустил «за ненадобностью». Ревности он вроде бы не испытывает, опять же весьма последовательно отрекаясь от последних остатков «собственнического инстинкта». Друг и соратник для него гораздо дороже и важнее жены.
И еще одна важная черта в образе самого последовательного коммуниста, борца за мировую революцию. Это его способ наведения порядка в мире. Если что-то портит этот порядок, с точки зрения Нагульнова и коммунизма, оно подлежит немедленному и безжалостному уничтожению. Так, он уничтожает кОта, охотящегося за голубями, рубит голову петуху Аркашки Менка, потому что его голос нарушает стройность петушиного хора. Подобным же образом он уничтожит все и всякого, если сочтет его вредным для революции.
Образ Макара Нагульнова — достаточно целостный, ибо в нем воплощена абсолютная и непоколебимая вера в свое дело и преданность этому делу. Но сквозь искренность и страстность проступает такая не сомневающаяся в себе жестокость, такая безоглядная способность к разрушению, что под сомнением оказываются и сами вера и преданность, позволяющие человеку быть столь бесчеловечным.