Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Образ моря в русской романтической поэзии

Сочинение на тему «Образ моря в русской романтической поэзии»

Море во все времена привлекало внимание поэтов. К морю обращались в минуты грусти и в моменты небывалого счастья, восторженности. Образ моря занимал важное место в русской романтической поэзии. В основе романтизма — отрицание современной действительности и противопоставление ей мира фантазии и мечты. Именно созерцание моря навеивало поэтам различные фантазии, а шум волн ассоциировались с грезами. О море сочинялись песни и романы, о море писали Жуковский, Пушкин, Тютчев. Море Жуковского напоминает всю поэзию поэта — чувственную, романтическую. В своей элегии поэт выразил большую любовь к морю, оно спокойное, безумное, лазурное. Так у Жуковского противится ввозная стихия непогоде, буре. Море у поэта живое. Море Жуковского одарено способностью дышать, любить, думать, хранить тайны.

Романтический образ моря дополняют поэтические строки о его чистоте и красоте, о его единстве с лазурным небом, золотыми облаками и блестящими звездами. Эта красота и тайна волнуют поэта. Небо в стихотворении — символ, идеал, недостижимая мечта, к которой вечно стремится море. В этой элегии четко проявляются черты романтизма: неудовлетворенность действительностью, стремление к мечте, идеалу, выразительность языка, наличие метафор, передающих внутреннее состояние героя. В старинной повести «Ундина» Жуковского обыкновенная сказка становится поэтическим созданием. И здесь снова мы видим романтическое море: потрясающе красивое («светло-лазурное», с «чудно-прозрачными водами») и живое. Романтизм ученика Василия Андреевича Жуковского, А.С.Пушкина, отличался мятежностью, к нему примешивался дух борьбы и непримиримости с реальностью. Во время ссылки в Одессе поэт думал о побеге за границу. Стремление вырваться из ссылки, мысли о будущем нашли свое отражение в стихотворении «К морю», написанное на смерть Байрона. В море поэт пытался найти приют и спасение. Море для Пушкина стало символом свободы.

Свобода и все, связанное с этим понятием, определило характер образности этого стихотворения Пушкина. Мысли поэта о море и само море неразделимы от идеи свободы. «Свободная стихия» — это и есть море и свобода. Поэт не нашел справедливости, ему не удалось убежать из ссылки. Он остался один на один со своими размышлениями о собственной судьбе, о горькой судьбе Родины. О живой природе, о живом море, так же как и Жуковский, писал и Федор Иванович Тютчев. Тютчев отождествлял природу, море с человеком. Природа для него — разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться. В лирике поэта живет море в разные времена года. С художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создает поэтические картины ночного моря. В стихотворениях Тютчева мы видим неразрывность душ человека и природы. Поэт сравнил человеческую сущность с природой: морем и бурей. Здесь море — символ спокойствия, а буря — бунтарства и вечной борьбы. Таким образом, русская романтическая поэзия неразрывно связана с образом моря — символом мечтаний, фантазий и грез.