Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Образ Родины в поэзии А. Ахматовой

Сочинение на тему «Образ Родины в поэзии А. Ахматовой»

Большинством читателей творчество Анны Ахматовой оценивается как женская поэзия, замкнутая в мире личных любовных переживаний. Это во многом справедливо: ее ранние стихи — это своеобразный лирический дневник, наполненный «сентиментами, слезливостью, капризами». Однако тема Родины — одна из традиционных тем русской поэзии — не чужда и поэзии А. Ахматовой. К характерным устойчивым для поэзии сравнениям: Россия — мать, Россия -жена, сфинкс, огневая стихия — Ахматова в своих стихотворениях добавляет новые, например, связь образа России с образом колокольного звона, дороги, ветра, песни. В стихотворении «Родная земля» поэтесса дает поэтическое определение понятию «Родина». В чем-то слышится своеобразная перекличка с лермонтовской «родиной»:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.

В основе стихотворения прослеживается образ земли. Читая стихотворения Ахматовой, я заметил, что именно слово земля (одно или в сочетании с определением родная) часто используется поэтессой для обозначения родины.

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Тема Родины связана с обликом земли, чей образ в поэзии Ахматовой характеризуется святостью и чистотой. Земля по Ахматовой — «тело» России, хранящее ее душу. Святость земли неоднократно подчеркивается в стихах поэтессы:

Ранят тело твое пресвятое.

Или

…Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.

Но от общего образа России Ахматова часто переходит к конкретным образным деталям, созданным на основе личных впечатлений от увиденного. Вот перед нами облик сельской России, а точнее Слепнево, «тверская скудная земля», которая поэтессе «памятна до боли»:

Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.

Интересно, что лирическая героиня дана в восприятии «загорелых баб», спокойствие которых противопоставлено тревоге поэтессы.

И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.

В стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие…» образ Родины более сложен и трагичен, здесь он связывается с мотивами страдания, нищеты и веры, выраженной в молитве пред иконой:

И, согнувшись, бесслезно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.

В стихах, посвященных Родине, Ахматова использует слово «великое», позволяющее показать величие России:

…Озеры, степи, города
И зори Родины великой…

В стихотворениях появляется образ боярыни Морозовой, в которой воплощается вера в душевную стойкость. Но рядом с этим образом Ахматова изображает китежанку, чей образ связан с мотивом гибели, одиночества:

От того, что сделалось прахом,
Обуянная смертным страхом
И отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие
И ломая руки, Россия
Предо мною шла на восток.

Лирической героине Ахматовой, сдержанной в прямом выражении своих чувств, не чужды признания в любви к родной земле, к родному городу, к народу:

Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.

Разлуку с Родиной поэтесса считает несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах — нравственным долгом. В стихотворении «Молитва» звучит неистовая, почти невероятная, если вдуматься, безоглядная жертвенная любовь к родной земле:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Здесь прослеживается идея личной и духовной связи с Родиной, которая выражается в готовности пожертвовать ради нее счастьем и близостью с самыми дорогими людьми, что впоследствии так трагически сбылось в жизни А. Ахматовой.

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В ней утверждается единство личности и родной земли:

Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое —
Душа моя и тело.

В лирике поэтессы впервые появляется мотив памяти, которая осмысливается как преемственность и наследство. И впервые в стихотворениях звучит слово Русь как знак неразрывной связи прошлого и настоящего России:

Что же, прощай. Я живу не в пустыне.
Ночь со мной и всегдашняя Русь.

И прощаясь с поэзией А. А. Ахматовой, думается, нужно сделать следующий вывод. Мотивы Родины, русской земли, ее судьбы, культуры и истоки являются ведущими в творчестве Ахматовой. Образ Родины, воссозданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, и прежде всего поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.