1. Русская природа в творчестве С. Есенина.
2. Эмигрантская Россия, глазами Есенина.
3. Советская Россия, глазами поэта.
Гэй ты, Русь, моя родная…
С. А. Есенин
С. А. Есенин был и остается одним из немногих, подлинно народных поэтов нашей страны. Уже в ранних стихах поэта определились основные темы его творчества. И одной из главных тем в лирике Есенина навсегда стала родина. Россия, Русь встает со страниц всех его стихов, даже тех, в которых не говорится о ней прямо. Всюду мы видим картины русской природы:
Край любимый! сердцу сняться
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четкм
Ивы — кроткие монашки.
Его родина — это березы у пруда, придорожные травы, зеленые леса и бескрайние поля без конца и без края:
Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.
Во всей русской поэзии не найти больше таких прекрасных и удивительно емких картин родной природы. Это целые художественные полотна, заключенные в нескольких стихотворных строчках, удивительные по своей простоте и прелести. Подчас его стихи о природе кажутся строчками чудесной народной сказки:
Поет зима-аукает,
Мохнатый снег баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А теплота, с который поэт говорит даже об озябших «малых птахах» выдает чувство огромной нежности Есенина к родной природе. Мы чувствуем, как бесконечно дороги крестьянскому поэту родные места.
Но пейзажи Есенина — это не только поля и леса, это и хаты и деревенские церквушки и околицы:
Гэй ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
В эти картины природы органично вплетаются и картины народного быта, гуляний, празднеств, народных обрядов:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит над корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Русская природа так или иначе присутствует в большей части произведений поэта. Она нередко выступает фоном в его любовной лирике. Даже далекой персиянке он рассказывает о красоте родной земли:
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз.
Он не лучше рязанских раздолий.
Но не только картины родной природы служат для Есенина источником вдохновения. Россия уже в раннем творчестве поэта предстает перед нами с самых разных сторон. Это не только прекрасная страна полей и лугов, которую он любит «до радости и боли», это и нищий, скудный заброшенный край:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Но Россия — это еще и кладезь духовности, край странников, богомольцев, молебнов с хоругвями. Край простых и смиренных людей, бесхитростных и религиозных:
По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь, да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.
Но появляется в творчестве поэта и еще один образ — родины, страны разбойной и мятежной. По дорогам ее бредут не богомолки и калики, а «люди в кандалах»:
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.
Есенин не отвергает и такую Россию — преступножестокую, он признает свое родство с ней:
Я одну мечту, скрывая нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
И меня по ветреному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
Новый этап в творчестве Есенина и в его восприятии образа родины наступил после событий 1917 года. Есенин прошел не простой путь от полного отрицания всех своих прежних убеждений, идеалов православия и Святой Руси, до мечты о «крестьянском рае», в конечном счете соединившей в себе идеалы христианства с идеями социальной справедливости. Он освящает революцию образом Христа, его спасительной жертвы:
Но вдруг огни сверкнули…
Залаял медный груз.
И пал, сраженный пулей,
Младенец Иисус.
Но постепенно под влиянием реальной жизни, гражданской войны, голода, разрухи, конфликтов власти с крестьянами, поэт расстается с утопическими мечтаниями, душу его заполняет смятение и неуверенность и образ родины соединяет в себе тоску по «соломенной избяной России» и бессилия уходящей жизни перед лицом гибели:
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Поэта глубоко волнует судьба родины. Как Блок и многие другие поэты и философы, Есенин был убежден в том, что России не следует идти по западному европейско-американскому пути, что у нее своя собственная, особая дорога. Он напряженно вглядывался в те изменения, которые происходили в стране, в различных сферах жизни, пытался понять их суть и предугадать, «куда несет нас рок событий». В 20-х годах )0( века поэт побывал за границей и увидел еще одну Россию — эмигрантскую. Россию, без родины. Увидел всю тоску и безысходность людей оказавшихся на чужбине. Они еще надеются, что большевики скоро падут и все вернется на «круги своя». Но надежды эти все иллюзорнее, а жизнь беспросветней:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи.
Вспоминают Московскую Русь.
Созданный Есениным в этот период цикл стихов «Москва кабацкая» — свидетельство глубочайшего духовного кризиса, переживаемого поэтом.
И все же он чувствует, что возврата к старому нет, он пытается принять естественный ход событий, увидеть зарождающуюся новую Россию:
Есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед,
Они о новой жизни говорят.
И он пытается смотреть их глазами, пытается принять Русь Советскую:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов в идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Несмотря на все искреннее желание оценить эту новую Россию, поэт чувствует себя в ней чужим. Даже родная деревня уже не принимает его:
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
Но эта боль и обита от собственной бесприютности и одиночества поднимает поэта на новый философский уровень восприятия жизни. Он сам обрывает свою жалобу:
Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Такой озаренной светом новой жизни пытается увидеть поэт свою родину.
Следовательно, мы видим, что в восприятии родины Есенин прошел долгий и сложный путь от трогательного восхищения до глубоких раздумий и сомнений, разрешившихся в итоге принятием неизбежных изменений и надеждой на новую жизнь.