1. Роль революции в творчестве Есенина.
2. Смысл поэмы «Анна Онегина”
3. Герои — антиподы: Прокл и Лабутя.
4. Анна Снегина как символ лишней, ускользающей красоты.
5. Двойственное отношение поэта к революции.
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
А. А. Блок
Прокатившаяся по всей России лавина революции отставила много воспоминаний после себя. Эти воспоминания и эмоции — радостные, связанные с надеждой на новое, светлое будущее, и печальные, связанные с разочарованием в нем — остались у каждого участника и свидетеля. Многие поэты и писатели — современники революции передавали свои ощущения от нее через произведения, навсегда запечатлевая образ революции. Есть такие произведения и в творчестве С. А. Есенина.
Поэма «Анна Снегина» играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли — предчувствия по поводу дальнейшей судьбы постреволю-ционной России. Сам автор считал поэму программным, лучшим своим произведением. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой произведения, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года — Февральской и Октябрьской. Вскользь он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», тем самым давая читателю понять, что Керенский — калиф на час. Возница, с которым Сергей возвращается домой, рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина, обрисованная им, кажется идеальной:
Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.
Жители села Радово, как читатель может узнать из того же рассказа, умели ладить и с прежней властью:
Оброки платили мы к сроку,
Но — грозный судья — старшина
Всегда прибавлял к оброку
По мере муки и пшена.
И чтоб избежать напасти,
Излишек нам был без тягот.
Раз — власти, на то они власти,
А мы лишь простой народ.
Однако идиллическая картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревеньки Крикуши, где «житье… было плохое — почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Главный среди крикушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с крестьянами Радова, убивает их председателя. Об этом возница из Радова говорит следующее:
С тех пор и у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.
Необходимо отметить, что начало плохой жизни крестьян приходится на первые годы мировой войны. А затем пришла великая Февральская революция. В этот момент приехавший домой Сергей узнает, что Прон Оглоблин, вернувшись с каторги, вновь стал идейным лидером крестьян из Крикушина.
Самому лирическому герою, размышляющему на тему «Как прекрасна земля и на ней человек», близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Онегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини время — она получает известие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. При этом если Прон требует ее довольно грубо: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!» — то у Сергея хватает смелости остановить крикушанина: «Сегодня они не в духе… Поедем-ка, Прон, в кабак…».
Прон — человек бесшабашный. Друг Сергея, отзываясь о нем, явно не испытывает к нему особой симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но характер этого персонажа все равно привлекает Сергея, ведь Оглоблин — бескорыстный, ратующий за интерес народа крестьянин. После случившегося в первую революцию переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». Но во время гражданской войны он гибнет, на его место приходит его же родной брат Лабутя:
…Мужик — что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил.
Есенин авторским отступлением так характеризовал этого героя: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». Действительно, он носил две царские медали и постоянно хвалился несовершенными подвигами на войне. С приходом революции он
…Конечно, в Совете. Медали запрятал в сундук.
Но с тою же важной осанкой,
Как некий седой ветеран,
Хрипел под сивушной банкой
Про Нерчинск и Турухан:
«Да, братец! Мы горе видали,
Но нас не запугивал страх…»
Медали, медали, медали
Звенели в его словах.
Он первым начинает опись в имении Онегиных:
В захвате всегда есть скорость: —
Даешь! Разберем потом!
Весь хутор забрали в волость
С хозяйками и со скотом.
Самым же важным для понимания этого героя является тот факт, что во время расстрела бата большевиками Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время револю* ций уцелели именно такие Лабути, а не Проны, остались в живых именно трусы, а не пусть грубые, но смелые люди. Поэта волновало и то, что именно такие персонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве партий и государства. Не случайно Лабутя говорит о мнимой ссылке в Туруханский край. Это то самое место, где отбывал ссылку Сталин. Понимал автор поэмы и то, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В финале произведения из лондоновского письма, полученного героем от Анны, читатель узнает:
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь нам-достигли силы.
Дорога моя ясна…
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
В новой России, превратившейся в нищие Крикуши, для красоты нет места.
Стоит заметить, что села с такими названиями действительно существовали в родном Есенину Константиновском уезде. Только они не соседствовали друг с другом. А располагались далеко друг от друга. Скорее всего автора заинтересовали говорящие названия: Радово, ассоциирующееся с словом «радость», и Крикуши, напоминающие «кликуши», «кричать».
В августе 1920 года поэт пишет: «…Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Скорее всего Есенин предвидел тот факт, что Советская власть не сможет удовлетворить крестьянские нужды, а, напротив, выжмет из них все и без того жидкие соки. Потому, подобно своей героине, смотрел Есенин на красный флаг не только с надеждой, но и со страхом.