Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (1941-1945) — это памятник величию русского человека в период Великой Отечественной войны. В образе так полюбившегося читателям заглавного героя получили яркое воплощение черты национального характера. Впервые образ Тёркина возникает ещё в годы финской войны на страницах фронтовой газеты «На страже родины», где группа поэтов во главе с Твардовским печатают стихи о необычных приключениях бывалого солдата Василия Тёркина. Затем этот образ, поначалу нарочито упрощённый, лубочный, получил своё развитие в поэме «Василий Тёркин». Советский солдат Василий Тёркин времён войны с фашистской Германией — это цельный, колоритный, собирательный образ Воина, вобравший в себя лучшие черты русского национального характера, которые особенно проявились в годы тяжелейших испытаний.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Автору важно, что его Тёркин не выделяется внешне, он самый обыкновенный человек, «но герой героем». Он наделён мужеством, героизмом, простотой, смекалкой, находчивостью, храбростью — теми качествами, без которых не выжить в войне. Подчёркивая обобщённость своего героя, Твардовский отмечает общность судьбы одного солдата и судеб других солдат:
И не раз в пути привычном
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблён…
Разносторонние качества Василия Тёркина проявляются в каждой главе поэмы. В главе «На привале» Тёркин предстаёт беззаботным добродушным балагуром, а главное — неунывающим бойцом. Но при этом автор показывает его человеком со сложным характером, много пережившим и испытавшим, знающим цену фронтовому братству, ставящим в приоритет истинно народные ценности. Теркин удал, весел, всегда готов подбодрить товарищей — и в то же время раздумчив, подчас суров: он всегда помнит, что
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Созданный Твардовским образ солдата художественно противоречив: в нём сочетаются народная открытость души — и сдержанность чувств, личностная уникальность — и растворённость в толпе. Василий Тёркин — истинный боец XX века, однако в нем проявляется богатырское начало Древней Руси. Его образ сочетает в себе повседневно-бытовое и эпохально-историческое:
То серьёзный, то потешный,—
Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперёд, в огонь кромешный,
Он идёт, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Тёркин — рядовой участник войны, простой солдат, но мыслит он широко и ёмко. Его слова проникнуты любовью к Родине, чувством ответственности за её судьбу:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
В поэме «Василий Тёркин» получила воплощение суровая правда войны, сыновнее чувство любви к Родине, оптимизм народа. Все основные этапы Великой Отечественной войны, её характер раскрыты в произведении; она показана не схематичным фоном, а изнутри: глазами бойца, через его судьбу. Многогранность Тёркина раскрывается в различных ситуациях: в бою, на привале, под артиллерийским обстрелом, на переправе, в беседах. Подобно персонажу русских сказок, он мастер на все руки (глава «Гармонь » ), ему за служение Родине не нужна награда («О награде»). Сказочное, былинное начало проявляется и в главе «Поединок», где схватка с врагом перерастает в символическую сцену:
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка всё решит.
От главы к главе образ Тёркина обретает все большую глубину. Не случайно в годы войны солдаты находили в нём что-то свое, родное. Очень импонировали юмор Василия Тёркина, его шутливая, пересыпанная прибаутками, подлинно народная речь. Твардовскому постоянно приходило множество писем с просьбами продолжать поэму. Её главным героем, помимо Тёркина, является весь русский народ. А основная мысль, которую автор хотел донести до читателя, — это нераздельность счастья родины и личного счастья каждого человека.