Повесть «Собачье сердце» была написана Михаилом Булгаковым в середине 20-хх гг. прошлого века. Однако опубликована она была, как и почти все основные произведения писателя, лишь после его смерти — в 1980-хх гг. Чем можно объяснить такой подход к творчеству великого советского писателя? Ведь его произведения глубоки по своему содержанию, они идейно ценны для каждого мыслящего человека… Однако, его произведения, и в частности «Собачье сердце» грешат лишь одним: иронией и презрением к советскому режиму.
Именно повесть «Собачье сердце» стала венцом в обличении советского строя. И в образе Швондера автор показывает, как слаб, малодушен, эгоистичен и безнравственен новоиспеченный правящий класс, пролетариат.
Швондер предстает перед нами в повести всего лишь несколько раз. Впервые он врывается со своей компанией домкомовцев в квартиру профессора Преображенского с целью «уплотнения квартир дома», где Филипп Филиппович занимает семь (!) комнат. Но тот, не церемонясь, прогоняет Швондера, оставив им «шиш с маслом» и «размазав по стенке».
Но на этом борьба Преображенского и Швондера не завершена.
Швондер является типичным представителем пролетариата. Он молодой, амбициозный, очевидно, искренне преданный делу построения социализма… Он ярко отражает интересы правящего класса и занимает в повести «высокое» положение председателя домкома. Но не в силах бороться с интеллигентом, ненавистником пролетариата Филиппом Филипповичем, он использует Шарикова для достижения своих целей.
Шариков — это результат эксперимента профессора над миловиднейшим псом, в результате которого последний превращается в человека — с человеческим сердцем, причем «самым паршивым из всех, которые существуют в природе». Но Шариков — это плод деятельности не только профессора, но и Швондера. Именно Швондер надоумил Шарикова просить у профессора свои «шестнадцать аршин», именно он вселил в Шарикова мысль, что тому нужна бумага, прописка и т.д. И именно тот определил Шарикова в фирму по поимке кошек. Швондер дал ему и переписку Маркса с Каутским, очутившуюся впоследствии в печке (стараниями профессора).
Словом — Швондер, как обобщенный образ пролетариата, пытается изменить новорожденный мир, подгибая его под свои ценности и идеалы. Поэтому несправедливо было бы назвать Шарикова, как существо исключительно созданное из Клима Чугункина. Шариков отображает именно то, что стало с российским обществом тогда, когда на него попытались повлиять, имея самые «благие» намерения, всякие Швондеры.
Однако в «схватке» с профессором Преображенским мы явно понимаем, на чьей стороне стоит Михаил Булгаков. Он с презрением относится к советскому строю, и с презрением относится к Швондеру. И это его отношение передается и нам, читателям.