В 1824 году вышла в свет комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». В своём произведении автор подверг резкой критике современный ему мир, мир подхалимства, лицемерия, невежества.
Чтобы более полно понять замысел Александра Сергеевича, обратимся к истории. Во время написания комедии высшее общество представляло собой два противоположных друг другу лагеря. В один из них входили люди, придерживающиеся старых консервативных принципов (приверженцы «фамусовского» общества). В другом лагере находилась так называемая прогрессивная дворянская молодежь (яркий представитель — Чацкий). Таким образом, всех героев произведения без особого труда можно распределить в две вышеуказанные группы. Сомнения возникают лишь по поводу Софьи Павловны Фамусовой. Именно этому персонажу я и посвящу своё сочинение.
Как нам уже известно, особую роль в комедии играют говорящие фамилии. Лично меня заинтересовало значение имени главной героини, которое переводится с древнегреческого как «мудрость». Действительно, Софья — умная, неординарная, наблюдательная и в меру образованная девушка. Это идеал московской «барышни». Она является единственной дочерью Фамусова, а следовательно, окружена чрезмерной заботой и восхищением со стороны родственников. Рано лишившись матери, героиня начала вести светский образ, тем самым из маленькой чистой девочки она вскоре превратилась в модную «барышню». Балы, танцы, уроки пения и музыки, французские романы, «вечные обновы» — всё это прельщало Софью. Таким образом, мы наблюдаем привычную для того времени систему светского воспитания, основанную скорее не на образовании, а на хороших манерах.
Вследствие данного образа жизни складывается довольно-таки непростой, даже, можно сказать, противоречивый характер героини. Она горда и своенравна, мстительна и в то же время насмешлива. Чтобы не быть голословной приведу цитаты из текста, которые доказывают этот факт: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»; «А кем из них я дорожу? Хочу — люблю, хочу — скажу»; «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят». То есть смело можно говорить о том, что положительные черты Софьи Павловны деформированы, искажены воспитанием и влиянием окружающей социальной среды.
Кстати, что касается окружающей среды. Наверное, каждому читателю хотелось бы узнать, почему выбор Софьи пал на Молчалина? Почему Чацкий больше не интересен героине? Ответ на данный вопрос очень неоднозначен. Причин несколько. Да, безусловно, огромную роль в этой ситуации играет сама Софья. Во-первых, её характер, чувства, мировоззрение формировались в «фамусовском» обществе, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга». Во-вторых, героиня испытывала к Молчалину чувство жалости, которое ошибочно принимала за искреннюю, чистую, вечную любовь. Именно в этом заключается трагизм судьбы Софьи.
Читая критику на комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», мне попалось на глаза высказывание К.А. Полевого, которое очень точно характеризует образ Софьи: «Посреди невежд и мерзавцев Софья, рожденная для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Софья, бесспорно, принадлежит к числу представителей «фамусовского» общества, но в отличие от всех остальных она не преклоняется перед чинами, способна на глубокое, искренне чувство.