То, о чем беззаветно мечтали писатели русского Ренессанса, сбылось в уродливой форме: «новый человек» появился в России при Советской власти и получил имя «гомо советикус». Русские писатели в своих произведениях начали исследовать данный феномен «нового человека». И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев. «Гомо советикус» отлично приспособился к новым политическим и социальным условиям, а вернее, ему и приспосабливаться не надо было, он плоть от плоти большевистского режима и отражал его «генотип». Он верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпелив к чужому мнению.
Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал сразу серию портретов «гомо советикуса». Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце».
Герой повести «Собачье сердце» — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. «Работяга»: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, блеснуть в уважаемом обществе дорогим костюмом, поболтать со своим помощником Борменталем на разные «скользкие» темы. Словом, типичный представитель интеллигенции, которой Советская власть еще не успела окончательно «перекрыть кислород». Впрочем, такой ученый большевиков вполне устраивает: он не занимается политикой.
Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо сове-тикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».
Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра привел в дом. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику гипофиз человека. На глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекообразное существо. Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. В результате сам «родитель» Преображенский чуть ли не оказывается на улице, и лишь его старые свяли спасают его от Шарикова.
Булгаков показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Он, увлекшись своими разработками, не заметил, что сам создал себе представителя суровой власти. Шарик буквально сживает ученого со света. За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогла большевикам укрепить свои позиции.
Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавиться от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара. Профессор решается еще на одну операцию и возвращает Шарикова в прежнее состояние. Финал повести, однако, нельзя считать благополучным, ибо за стенами дома профессора, где мирно дремлет пес Шарик, осталось много зараженных «микробом Шарикова» людей, и они еще натворят в стране немало горьких дел.