Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Образ ученого в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Сочинение на тему «Образ ученого в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»»

То, о чем беззаветно мечтали писатели русского ренессанса, сбылось в уродливой форме: «новый человек» появился в России при советской власти и получил имя «гомо советикус». Русские писатели в своих произведениях начали исследовать данный феномен «нового человека». И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев. «Гомо советикус» отлично приспособился к новым политическим и социальным условиям, а вернее, ему и приспосабливаться не надо было, он — плоть от плоти большевистского режима и отражал его «генотип». Он верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.
Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал сразу серию портретов «гомо со- ветикуса». Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце».
Герой повести «Собачье сердце» — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Это тип истинного московского интеллигента, демократа по происхождению и аристократа по духу. Он свято хранит традиции подлинной элиты Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого существа. Профессор талантлив, он известен своими трудами и за границей. Работяга: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевиков вполне устраивает: он не занимается политикой.
Помощник профессора доктор Борменталь благоговейно относится к своему учителю, восхищаясь его талантом, мастерством, высокими человеческими качествами. Но самому ему часто не хватает выдержки. Борменталь способен сорваться, возмутиться и даже применить силу, если это нужно для пользы дела.
Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».
Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра привел в дом. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, мечтая облагодетельствовать человечество. На глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человека.
Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как б советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. В результате сам его «родитель» Преображенский чуть не оказывается на улице, и лишь старые связи спасают его от беспредела Шарикова.
Булгаков показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Но он, увлекшись своими разработками, не заметил, что сам создал себе такого представителя суровой власти.
Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в сппошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышна нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, все крушит и ломает, пристает к женщинам. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.
Благие намеренья профессора создать «новую единицу общества» оборачиваются трагедией. Шариков буквально сживает ученого со свету. За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогала большевикам укрепить свои позиции. Шариковы постепенно выдвинулись во все высшие эшелоны власти и стали не только отравлять жизнь нормальным людям, но и решать их судьбы. Они стали определять и внешнюю политику страны.
Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавиться от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара. Профессор решается еще на одну операцию и возвращает Шарикова в прежнее состояние.
Финал повести, однако, не благополучен, ибо за стенами дома профессора, где мирно дремпет пес Шарик, осталось много зараженных микробом Шарикова людей и они еще натворят в стране много горьких дел. Именно поэтому мы говорим о таком явлении, как шариковщина. В основе этого социального строя стоят полуграмотные, наглые и самоуверенные люди.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом является главной угрозой нашего времени. Поэтому повесть Булгакова остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.