Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе "Поднятая целина")

Сочинение на тему «Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина»)»

Незабываемый образ Макара Нагульнова, преданного партии коммуниста, одержимого идеей всемирной революции, создал Михаил Александрович Шолохов в романс «Поднятая целина».

Макар — беспредельно преданный партии человек, резкий и порывистый, очень нетерпеливый. Сейчас и сегодня он хочет добиться всеобщего счастья и благополучия. Он люто ненавидит врагов Советской власти, видя все зло в частной собственности. На слова Давыдова об организации колхоза Нагульнов с восторгом отвечает: «Это — дюже верная мысля: всех собрать в колхоз. Это будет прелесть, а не жизнь!»

Во время гражданской войны Нагульнов «рубил гадов беспощадно», был награжден орденом Красного Знамени, и теперь коллективизацию он воспринял как новый призыв к бою.

Нагульнов — романтик, мечтающий о мировой революции, он напоминает героя светловской «Гренады». Но в стремлении к светлой мечте Макар порой отрывается от действительности. На фразу Давыдова, что за убой скота нельзя расстреливать, Макар закричал: «Загубите вы, такие-то, мировую революцию!» Нагульнов не сомневается ни в одной своей мысли, ни в одном действии, порой совершает грубые политические ошибки, вредящие делу коллективизации. Виной тому не только его малограмотность, но и провокационные действия врагов. Он бьет Банника в ответ на фразу того, что лучше отдать семенной хлеб свиньям, чем засыпать в общественный амбар. Нагульнов не может вынести, когда слышит оскорбления и насмешки в адрес того, что ему дороже жизни. На шутку Банника над социализмом Макар грозно говорит: «Ты шути, да знай меру! За социализм самый цвет людей погиб…»

Но Макар умеет и признавать свои ошибки. Теперь Нагульнов сам призывает не гнаться за дутыми процентами коллективизации, а укреплять колхоз, очищая его от бездельников и тунеядцев.

Нагульнов глубоко любит Лушку, хотя прячет свое чувство за аскетической суровостью. «Я ведь заостренный на мировую революцию, — говорит он Давыдову. — Я ее, любушку, жду… А баба мне — тьфу и больше ничего». Он освобождает Лушку из-под ареста и дает возможность уйти от ответственности. В оправдание он говорит Разметнову: «Молчи! Я ее все-таки люблю, подлюку…» Последним штрихом, характеризующим с этой стороны Макара Нагульнова, является сцепа прощания его с Лушкой. «Макар, сходя со ступенек крыльца, небрежно кивнул ей на прощанье, Лушка, провожая его глазами, остановила на нем долгий взгляд, низко склонила в поклоне свою гордую голову. Быть может, иным представился ей за эту последнюю в их жизни встречу всегда суровый и немножко нелюдимый человек? Кто знает…»

Погиб Нагульнов, как и жил, с разбегу, опрометчиво кинувшись на врагов Советской власти. Скупой, но сердечной фразой Шолохов выражает свое отношение к герою: «…вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака… Вот и все».

Можно соглашаться или не соглашаться с автором в его трактовке героев, но одного нельзя — вычеркивать прошлого. Твардовский был прав, говоря: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу…