Общее свойство поэтической речи — наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения.
В основе любой системы стихосложения лежит метр (размер) — определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном народном творчестве и основывалась на наличии в русском языке ударных и безударных слогов. В основе тонического стихосложения лежит принцип равного количества ударений в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях.
3 ударных слога
4 ударных слога 4 ударных слога
3 ударных слога
4 ударных слога
подпись: 3 ударных слога
4 ударных слога 4 ударных слога
3 ударных слога
4 ударных слога
В славном в Нове-граде
Как был Садко — купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Однй были гусельки яровчаты, ^
По пирам ходйл — играл Садко.
(былина «Садко»)
Позже в литературе XIX в. тонический стих стал использоваться в произведениях, стилизованных под народные формы. В традициях народного творчества создана «Песня про царя Ива на Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш никова» М. Ю. Лермонтова:
Ох ты гой еси, царь Иван Васйльевич! 4 ударных слога
Про тебя нашу песню сложйли мы, 3 ударных слога
Про твово любймого опричника, 3 ударных слога
Да про смелого купца, про Калашникова. 3 ударных слога
Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний — в польском, первый — в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаков — ского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его богатства. Силлабическим стихом писал князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, живший в первой половине XVII в.
Изложена бысть сия летописная книга 13 слогов
О похождении чудовского мниха, 11 слогов
Понеже бо он бысть убогий чернец, 11 слогов
И возложил на ся царский венец, 11 слогов
Царство великое России возмутил, 12 слогов
И диадему царскую на плечах носил. 13 слогов
Силлабическим стихом пользовались Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир.
Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных й безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиа — ковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа — это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные w слоги (один — двусложная стопа или два — трехсложная). Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихе называется размером. В силлабо-тоническом стихосложении пять основных размеров:
Двусложные: хорей — ударение на первом слоге
Ямб — ударение на втором слоге трехсложные: дактиль — на первом слоге
Амфибрахий — на втором слоге w анапест — на третьем слоге
Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие — двух — или трехсложные стопы
Делится стих.
Примеры:
Хорей:
Буря мглою нёбо кроет…
(А. С. Пушкин)
Ямб:
Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…
(М. Ю. Лермонтов)
Дактиль:
Славная осень. Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрйт.
(Н. А. Некрасов)
Амфибрахий:
Сижу за решёткой в темнице сырой…
(А. С. Пушкин)
Анапест:
На зарё ты её не будй…
(А. Фет)
В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложения. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих делится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно. Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой «лесенке» В. Маяковского:
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку — тут у булочной одна —
Сплошная плешь, —
Из себя
И то готов отдать печенку.
Мне не жалко, дорогая, ешь!
Хотя декламационно-тонический стих не стал основной системой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский