Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Основы русского стихосложения

Сочинение на тему «Основы русского стихосложения»

Общее свойство поэтической речи — наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения.

В основе любой системы стихосложения лежит метр (размер) — определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном народном творчестве и основывалась на наличии в русском языке ударных и безударных слогов. В основе тонического стихосложения лежит принцип равного количества ударений в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях.

3 ударных слога

4 ударных слога 4 ударных слога

3 ударных слога

4 ударных слога

подпись: 3 ударных слога
4 ударных слога 4 ударных слога
3 ударных слога
4 ударных слога

В славном в Нове-граде

Как был Садко — купец, богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Однй были гусельки яровчаты, ^

По пирам ходйл — играл Садко.

(былина «Садко»)

Позже в литературе XIX в. тонический стих стал использоваться в произведениях, стилизованных под народные формы. В традициях народного творчества создана «Песня про царя Ива на Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш никова» М. Ю. Лермонтова:

Ох ты гой еси, царь Иван Васйльевич! 4 ударных слога

Про тебя нашу песню сложйли мы, 3 ударных слога

Про твово любймого опричника, 3 ударных слога

Да про смелого купца, про Калашникова. 3 ударных слога

Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний — в польском, первый — в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаков — ского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его богатства. Силлабическим стихом писал князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, живший в первой половине XVII в.

Изложена бысть сия летописная книга 13 слогов

О похождении чудовского мниха, 11 слогов

Понеже бо он бысть убогий чернец, 11 слогов

И возложил на ся царский венец, 11 слогов

Царство великое России возмутил, 12 слогов

И диадему царскую на плечах носил. 13 слогов

Силлабическим стихом пользовались Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир.

Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных й безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиа — ковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа — это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные w слоги (один — двусложная стопа или два — трехсложная). Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихе называется размером. В силлабо-тоническом стихосложении пять основных размеров:

Двусложные: хорей — ударение на первом слоге

Ямб — ударение на втором слоге трехсложные: дактиль — на первом слоге

Амфибрахий — на втором слоге w анапест — на третьем слоге

Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие — двух — или трехсложные стопы

Делится стих.

Примеры:

Хорей:

Буря мглою нёбо кроет…

(А. С. Пушкин)

Ямб:

Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…

(М. Ю. Лермонтов)

Дактиль:

Славная осень. Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрйт.

(Н. А. Некрасов)

Амфибрахий:

Сижу за решёткой в темнице сырой…

(А. С. Пушкин)

Анапест:

На зарё ты её не будй…

(А. Фет)

В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложения. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих делится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно. Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой «лесенке» В. Маяковского:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку — тут у булочной одна —

Сплошная плешь, —

Из себя

И то готов отдать печенку.

Мне не жалко, дорогая, ешь!

Хотя декламационно-тонический стих не стал основной системой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский