Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева 2

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева 2»

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года и провел первые годы жизни в брянском селе Овстуг. Молодость его прошла в Москве. В восемнадцать лет он оканчивает Московский университет и в 1822 году, поступив на дипломатическую службу, отправляется в Мюнхен, бывший тогда одним из главных культурных центров в Европе. Только в 1844 году, уже на пятом десятке лет, поэт возвращается на Родину. Германия и немецкая культура оказали на Тютчева огромное воздействие. Во время его пребывания в Мюнхене продолжали мыслить и творить такие известные философы, поэты и музыканты, как Гегель, Шеллинг, Гете, Бетховен… Тютчев впитал в себя немецкую и европейскую культуру, что сказалось и на его творчестве.
Поэтическое наследие Тютчева составляет всего лишь около двухсот небольших стихотворений, но они очень значительны и принадлежат к высшим ценностям русской и мировой поэзии.
Еще в 1883 году Фет сказал о сборнике стихов Тютчева:
Вот эта книга небольшая
Томов премногих тяжелей.
Творчество Тютчева делится на два периода. Первый охватывает период с 1820 по 1844 год, а второй — с 1848 по 1873 год. Ранняя и поздняя лирика Тютчева очень отличаются друг от друга, но тем не менее одна тема — тема природы — красной нитью проходит через все творчество. Им созданы такие стихи о природе, как «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенние воды», «Осенний
вечер», «Листья» и многие другие. Большой известностью пользуются ставшие хрестоматийными стихи:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Или:
Чародейкою-Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
Или:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Для Тютчева природа — это не что-то бездушное, неживое. Наоборот, он считает, что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
Одним из первых стихотворений Тютчева было «К оде Пушкина на Вольность», где он призывал поэта «смягчать, а не тревожить сердца». В 1837 году, после гибели Пушкина, он пишет стихотворение «29 января 1837 года», в котором, прощаясь с Пушкиным, произносит:
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
В другом месте он дает такую оценку Пушкину:
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой.
А заключительные строки этого стихотворения:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!.. —
стали крылатыми.
В творчестве Тютчева нашли свое выражение и зарубежные мотивы. Мы видим здесь описание ночного Рима, Венецию «средь лазоревых зыбей», блеск Ниццы с замечательным сравнением:
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может…
Описывая зарубежье, Тютчев подчеркивает шум, сутолоку дня, пеструю толпу людей:
В толпе людей, в нескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья, чувства, речи…
Или:
Еще шумел веселый день, Толпами улица блистала…
И здесь опять выделяются «все звуки жизни благодатной», сливающиеся в единый «строй стозвучный, шумный и невнятный». Россия же представляется поэту совершенно в ином свете: на родине все пусто, голо и безлюдно.
Вот отдельные строки из стихотворения «На возвратном пути», посвященном России:
Месяц встал — и из тумана
Осветил безлюдный край…

Все голо так — и пусто — необъятно
В однообразии немом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья…
В другом стихотворении он обращается к России:
Ты долго ль будешь за туманом
скрываться, Русская звезда?..
И, описывая сгущающийся мрак, усиливающееся горе и надвигающуюся беду, заключительной строчкой он призывает родину: «Проснись — теперь иль никогда».
Тютчеву принадлежит и ставшее знаменитым крылатым выражением четверостишие, в котором он дает собственное представление о России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Также стали афоризмами и другие строки Тютчева:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Или:
Мысль изреченная есть ложь.
Вопросы бытия волновали Тютчева, и потому они так часто проявлялись в его стихотворениях:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?..
В другом стихотворении опять:
Былое — было ли когда?
Что ныне — будет ли всегда?..
Ответы на вопросы не всегда находились, а то, что предлагалось поэту в качестве жизненной позиции, вряд ли может удовлетворить действительно ищущую натуру:
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава Богу!
В первом периоде в творчестве Тютчева любовная лирика представлена довольно слабо, но зато во втором эта тема занимает одно из важных мест. Любовные стихи были
вызваны увлечением Тютчева Эрнестиной Федоровной, ставшей впоследствии его женой, и Е.А. Денисьевой. Им посвящены стихотворения: «В разлуке есть высокое значенье», «Она сидела на полу», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь». Эти стихи дышат неподдельной грустью и благодарной памятью.
В последние годы Тютчев обращается к политическим стихам. Они предназначались для публикации в газетах во время тяжелой болезни. В декабре 1872 года Тютчеву перестала повиноваться рука, сильно ослабло зрение, но когда умер Наполеон III, инициатор Крымской войны, он не мог не откликнуться стихами на это событие. Стихи писались с большим трудом, но все-таки были написаны и отнесены в редакцию газеты «Гражданин». На следующий день его постиг удар, и после долгих страданий Тютчев скончался 15 июля 1873 года.