Вы находитесь: Главная страница> Твардовский Александр> Основные мотивы поэзии А.Т. Твардовского

Сочинение на тему «Основные мотивы поэзии А.Т. Твардовского»

А.Т. Твардовский родился в 1910 году в маленьком хуторе на Смоленщине. Отец его был кузнецом, но был начитан и любил литературу. В долгие зимние вечера он читал детям произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова. Это прививало детям любовь к литературе. Твардовский вспоминал, что стихи он стал сочинять еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита…».
С 1924 года Твардовский становится селькором смоленских газет. В них печатаются его небольшие заметки о комсомольских делах, о жизни в деревне. Летом 1925 года в газете «Смоленская деревня» было опубликовано первое его стихотворение «Новая изба», которое хорошо передавала чувство удовлетворения социалистической жизнью:
Пахнет свежей сосновой смолою.
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы весною
Здесь на новый советский лад…
Войти в большую поэзию помог Твардовскому его земляк, поэт М. Исаковский. О его благотворном влиянии Твардовский всегда вспоминал с большой признательностью.
Окончив среднюю школу, юный поэт поступает в Смоленский педагогический институт, откуда переводится в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), который оканчивает в 1939 году. В годы учебы Твардовский много и напряженно трудился. В это время он написал поэмы «Путь к социализму» (1931 год), «Вступление» (1932 год), «Страна Муравия» (1936 год), которая в то время обрела большую известность.
В центре поэмы стоит образ крестьянина — середняка Никиты Моргунка. В начале создания колхоза в родном селе он отправился искать крестьянское счастье, сказочную страну Муравию, где нет колхозов, где все живут счастливо и радостно. Автор дает возможность своему герою во время путешествия наблюдать жизнь разных сел и деревень, видеть их настоящее и вспоминать прошлое. Герой сталкивается с разными людьми и из своего путешествия выносит, что колхозы и есть та счастливая Муравия, которую искал Моргунок и что они созданы «навечно», «навсегда». Поэт подводит своего героя к тому, что счастье крестьянам дала советская власть, и Никита решает возвратиться в родную деревню и вступить в колхоз.
В 1939 году Твардовский написал цикл стихотворений «Сельская хроника», в центре которого находится жизнь села с теми изменениями в судьбе крестьян, которые были характерны для того времени.
В стихотворении «Гость» дана картина дружного колхозного труда, зажиточной жизни крестьян. Хозяин хвалится лошадьми и хлебом, заставляет восхищаться скотным двором, светлым, как горница, и сам скот выглядит сытно и справно. Гость еще не решился вступить в колхоз, но увидел, что «люди вправду здесь живут богато».
В стихотворении «Бабушка» повествуется о судьбе батрака, у которого даже имени своего не было, а только лошадиная кличка, но при новой жизни он обрел человеческое достоинство, а за честный труд — уважение и почет.
Твардовский славит людей-умельцев. Это и печник Ивушка, печи которого радовали людей и согревали всю округу, и мельник, способный на вдохновенный труд и на верную любовь к девушке. Поэт прославляет героев тридцатых годов. Он запечатлевает подвиг летчицы Полины Осипенко («Полина»), слагает гимн отважному пилоту Валерию Чкалову («Чкалов»),
Любовь к Смоленщине, к родному хутору Твардовский всегда хранил в своем сердце и посвятил им не одно стихотворение. Даже будучи далеко от родного дома, он помнит запах родимого края, видит белую проселочную дорогу:
За тысячу верст
За тысячу верст
От родимого дома
От родного порога
Вдруг ветер повеет
Проселочной белой
Знакомо — знакомо.
Запахнет дорогой…
Когда началась Великая Отечественная война, поэт отправился на фронт. Он прошел воинский путь от Москвы до Берлина и солдатскую долю познал не понаслышке, а испытал ее на себе. И потому так искренни и проникновенны его стихи о войне:
Я долю свою по-солдатски приемлю.
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
Но лучшим произведением Твардовского и всей русской поэзии периода войны является поэма «Василий Теркин», в которой воплощен образ стойкого, неунывающего, выходящего победителем из всех сложных ситуаций солдата. Твардовскому удался образ такого героя войны, в котором воплотились основные черты русского народного характера. Теркин даже не воспринимается как герой, его героизм носит не показной, не плакатный характер, а является естественной нормой поведения на войне. Он проявляет самоотверженность во время переправы через ледяную реку, вступает в поединок с гитлеровцем и побеждает, сбивает фашистский самолет… И при этом Теркин — неутомимый шутник и весельчак, он мастер играть на гармони, отремонтировать старые ходики, побеседовать со стариком по душам, выманить у прижимистой старухи на обед яйца и сало… В то же время Теркин не лишен некоторых «слабостей»: он не прочь помечтать о чинах и наградах, но из скромности претендует не на орден, а на медаль.
Поэма насыщена и юмором, и доброй шуткой, стиль ее отличается завидной легкостью, но в то же время Твардовский далек от мысли показать войну как парадное шествие. Он с горечью говорит о ее трагизме, утратах и свою поэму посвящает «павшим памяти священной» и всем, кто прошел через войну.
Крупным событием литературной жизни начала 1960-х годов была публикация новой поэмы Твардовского «За далью — даль», в которой поэт через свои поездки в Сибирь, на Дальний Восток, в Якутию отражает жизнь народа, вспоминая прошлое и стараясь заглянуть в будущее. В поэме нашли свое выражение размышления автора о своей жизни, мысли об окончившейся войне, о литературе и литераторах, осмысление культа личности… С большой горечью пишет поэт о трудной жизни смоленской деревни после окончания войны. Его тревожит судьба простых людей, тетки Дарьи:
С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
С трудоднем пустопорожним,
С трудоночью — не полней.
Поэт тяжело воспринимает встречу с другом детства, чья судьба оказалась трагичной. Эта глава показывает человечность автора, его верность старой дружбе, чувство горечи и сочувствие судьбе друга, несправедливо пострадавшего в годы культа личности.
В заключении поэмы поэт выражает благодарность Родине за счастье быть с ней на одном пути, он доволен своей судьбой, хотя не все в ней было светло и прекрасно, но тем не менее хватало и добра:
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу — света и тепла.