Творчество Александра Трифоновича Твардовского, талантливого русского поэта, отражает важнейшие этапы истории послеоктябрьской России. Его поэзия — неотъемлемая часть духовной жизни нации, потому что, будучи мудрой и глубоко сердечной, она осмысливает самосознание наро да на самых сложных, переломных этапах его исторического развития.
Детство писателя, сына кузнеца, прошло на Смоленщине. Мир деревенской жизни с ее раздольем, красотой лесов, с нелегкой крестьянской долей оказал большое влияние на формирование мироощущения будущего поэта.
Становление Твардовского как поэта совпало с историческим временем «развития» социалистической России. Индустриализация, коллективизация, сталинские репрессии, война — все это стало основными темами лирики поэта, через которые осмыслялась судьба русского народа:
С твоими равными сынами
Я плакал теми же слезами,
Слезами радости, твой сын…
В книге «За далью — даль» поэт подчеркивает, что он — «не чудо особой, избранной судьбы», что его путь к культуре «от земли», из деревенской избы типичен для людей его поколения. В лирических стихах 30-х годов, военных и послевоенных лет, он обращался к друзьям, сверстникам, товарищам по оружию, выступал от имени тех, с кем связан общностью идеалов и пройденного пути.
Вместе со всем русским народом он прошел через трудные перевалы жизни, познал «горбом и всей спиною ее крутой и жесткий пот». И это создает особые отношения его к герою и к «читателю другу» — отношения теплые и доверительные. Значительная часть лирики Твардовского посвящена людям и быту колхозной деревни. В те годы поэт верил в то, что советская власть принесла «новое, светлое, передовое и по-новому красивое в темный, убогий и горький мир старой деревни», и отразил это в книгах: «Дорога», «Сельская хроника», «Смоленщина», «Загорье». Пафос поэзии тех лет -утверждение и прославление быта новой деревни. Образ деда Данилы из цикла стихов «Про Данилу» воплощает физические и нравственные силы народа, его добрый дух, веру в будущее.
Продолжая некрасовские традиции, Твардовский создает поэтический образ женщины-крестьянки России XX века в стихотворениях «Встреча», «Рассказ Матрены», «Мать и дочь», «Матери», «Не стареет твоя красота».
Все ты горькие минуты прошла,
Все ты вынесла беды свои
И живешь, и поешь, весела
От большой, от хорошей любви.
Стихи Твардовского правдивы, проникнуты глубокими переживаниями. По-особенному представлена в его поэзии лирика военных лет. В ней поэт воспевал героические подвиги советских солдат («Баллада о Москве», «Большое лето»), с болью писал об оккупированной Смоленщине («Партизанам Смоленщины», «Письмо к моим братьям»), разоблачал злодеяния фашистских захватчиков («Слово ненависти»).
Большое лето фронтовое
Текло по сторонам шоссе
Густой, дремучею травою,
Уставшей думать о косе…
Этот «пейзаж» войны оценивается поэтом как бы с точки зрения крестьянина-труженика.
Глубоко гражданственны стихотворения последнего военного цикла «Возмездие», в котором запечатлены переживания поэта, связанные с заключительным этапом войны — движением нашей армии на Запад, предчувствием близкой победы, горьким осознанием невозвратимых утрат:
И только будто зов несмелый
Таят печальные поля,
И только будто постарела
Как в горе мать, сама Земля.
Для лирических стихов Твардовского характерен сложный поэтический язык — развернутые сравнения, в основе которых лежит очеловечивание явлений природы, эмоциональные эпитеты, передающие оттенки настроения:
Вот дождик вкрадчиво прокапал…
Как тонок грустный дух сенца!..
Войска идут вперед на Запад.
Вперед на Запад. До конца.
Отличительной чертой военной лирики является ее публицистичность. В произведениях «Баллада о товарище», «Армейский сапожник» нашли отражение и горькая правда отступления, и тяжкие военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, и дружба, доказанная кровью, и высокое понимание солдатом чести и долга.
В послевоенной лирике Твардовского тема войны продолжает быть одной из ведущих. Стихотворения «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война…», «Сыну погибшего воина» и многие другие продолжают и сегодня оставаться лучшими поэтическими произведениями о войне. «Я убит подо Ржевом» — одна из наиболее сильных героических баллад поэта. В ней воспета судьба простого русского солдата, павшего за Родину, и одновременно содержится завет будущим поколениям:
И у мертвых безгласных
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена…
…
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
В поэзии Твардовского выделяется философская лирика, в которой поэт размышляет о «вечных» проблемах бытия: «О сущем», «О юности», «Ты и я», «Ты дура, смерть…»
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.
Образ поэта, осмысливающего свое место в исторической жизни народа, нарисован в стихотворениях «Признание», «Ни ночи нет мне, ни дня», «О прописке». Личная причастность ко всему происходящему выражена в стихотворении «Жить бы мне век соловьем-одиночкой»:
Сердце иному причастно всецело,
Словно с рожденья кому подряжен,
Браться с душой за нелегкое дело,
Биться, беситься и лезть на рожон.
Жизнь Твардовского и как поэта, и как гражданина была нелегка. Его редакторство в журнале «Новый мир» стало тяжелой битвой с непробиваемой ложью тоталитарного государства, которое в конце концов «убило» Твардовского-человека, всю жизнь следовавшего законам кодекса патриота:
Что проще может быть: Не лгать!
Не трусить! Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду,
А если -…
То и жизнь отдать…