Основные образы в творчестве. Образы «стены» и «бездны»
станут ключевыми во всем творчестве писателя, и их символика выразительно
и точно передает суть мировоззрения писателя. «Стена» —
рассказ-притча, где «стена» — это препятствие, которое нельзя
одолеть, нельзя перелезть через стену к новой светлой жизни. Сам
Андреев поясняет этот образ: «Стена — это все, что стоит на пути
к новой, совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России
и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это несовершенство
человеческой природы с ее болезнями, животными
инстинктами, злобой, жадностью и пр.»
В своих рассказах Андреев акцентирует внимание на звериной
человеческой природе, присущей каждому, она только запрятана не
так уж и глубоко. Достаточно какого-нибудь толчка, и все выплескивается
наружу. «Непостижимый ужас был в этом немом и грязном
натиске, — ужас и страшная сила, будто весь чуждый, непонятный
и злой мир безмолвно и бешено ломился в тонкие двери» («В тумане»).