Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»

Сочинение на тему «Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»»

План
I. Блок — яркий представитель символизма.
II. Композиция — один из важнейших художественных приемов в арсенале поэта.
1. Разнообразие звучания 12 частей поэмы:
а) ломаный, порывистый ритмический рисунок;
б) развязно лихие «куплеты»;
в) маршевый ритм патрульных.
2. Различие настроений и восприятий революции.
III. Объективная и полная картина реальности в поэме Блока.

А. А. Блок принадлежит к «серебряному веку» русской поэзии и является ярчайшим представителем такого направления как символизм. В его творчестве переплелась реальность и мистика, страх и радость, ненависть и любовь — но именно таким он видел мир вокруг себя, так отзывалась в его чувствительном сердце сложная эпоха.
Среди художественных средств и приемов особое место занимает композиция, с помощью которой Блок придает особое звучание своим произведениям. Показательна в этом плане непростая, загадочная, полная глубоких символов поэма «Двенадцать», которая посвящена теме революционных событий в России. В сложной игре образов, аллегорий, метафор, в игре контрастов предстает пред нами смятенный мир, взвихренный бурей революции.
Композиция поэмы дополняет ее смысл. Она состоит из двенадцати частей, каждая из которых имеет свой особый ритм и свою мелодику. Здесь есть и ломаный, порывистый ритмический рисунок, как, например, в начале поэмы:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

Такая ритмика создает ощущение беспокойства, нестабильности.
Дальше появляется лихой частушечный ритм:

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!

Этот ритм отражает настроение двенадцати революционеров, — удалое, отчаянное.
После такого же развязно лихого «куплета»:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба,
Гуляет нынче голытьба!

внезапно обрывается четкий ритм и звучит странная, мрачная восьмая часть поэмы:

Ох ты, горе горькое!
Скука скучная,
Смертная! (…)
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Упокой, господи, душу рабы твоея…
Скучно!

И наконец в финале появляется маршевый ритм, подчеркивающий тяжелый «революцьонный» шаг патрульных:

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг…

Такое построение поэмы подчеркивает значение символа «двенадцати». А чередование четкого, маршевого и плавающего, ломаного ритма раскрывает нам разницу настроений и восприятий революции разными людьми.
Для создания непредубежденной, объективной и полной картины реальности, для отображения особенной, напряженной атмосферы своего времени Александр Блок использовал весь поэтический арсенал, и композиция поэмы «Двенадцать» стала одним из доказательств высокого мастерства и художественного чутья автора.