Евгений Базаров — главный герой одного из самых значительных романов И. Тургенева «Отцы и дети». Вокруг этого героя завязаны все сюжетные линии, и все проблемы произведения точкой соприкосновения имеют именно его — Евгений Базарова. Поэтому, мне кажется, что огромное значение имеет и сам образ главного героя и его взаимоотношения его с окружающими.
Во-первых, стоит отметить, что Базаров — это нигилист. Мы узнаем об этом из уст Аркадия, лучшего друга и ученика героя. «Он — нигилист», — говорит Аркадий своему отцу Николаю Петровичу. Но в его устах это звучит не только с восхищением, но и как приговор. Именно как приговор, потому что Базаров в своей жизни должен подчиниться выбранному им пути. Герой не признает никаких ценностей, он все отрицает. И это, в том числе, включает и нравственные ценности, и человеческие чувства. Поэтому, на мой взгляд, во взаимоотношениях с окружающими очень одинок.
У Евгения Базарова нет настоящих друзей. Самых близкий для него человек — это Аркадий. Но он сам говорит, что Базаров для него — это не только, и не столько друг, сколько наставник. Безусловно, Аркадий для Базарова самый близкий человек. Но тот не разделяет взглядов и убеждений своего друга.
Более того, Базаров сам не нуждается в ком-нибудь еще. Он не чувствует потребности в понимании и сочувствии. Сам же он с окружающими людьми, даже с родителями, холоден и сдержан. Это больно ранит тех, кто любит Базарова, тяжело на них действует.
Евгений ни в ком не может найти равного себе, он не встречал еще человека, который бы не спасовал перед ним. Только в бесконечной отдаче своей работе Базаров находит и покой и необходимость. В умственном отношении с ним никто не сравнится. Ни Аркадий, ни Николай Петрович, ни Павел Петрович. Между последним и Базаровым возникает конфликт, в полной мере раскрывающий характеры героев. Но Базаров, которого Павел Петрович провоцирует на спор, отвечает тому с некоторой небрежностью и с неохотой. Он уверен в своих принципах, поэтому не нуждается в их доказательстве кому бы то ни было. Такая манера речи, немного заносчивая и полная презрения, лучше всего подчеркивает тот факт, что Базарову никто не нужен. Однако он не превозносит себя выше других, не считает себя гениальным или достойным чего-то лучшего. Ему просто фактически безразлично отношение к нему окружающих.
Таким образом, в романе Базаров ясно противопоставляется всему обществу. Он, как и Чацкий из пьесы А. Грибоедова «Горе от ума», стоит один против всех. Но, в отличие от Чацкого, Базаров не тяготится одиночеством. Он принял его как необходимость, как данность. Евгений Базаров отбросил для себя все человеческие чувства, ведь это так хорошо соответствует его главному принципу — «отрицать все». И только в конце романа, будучи в одном шаге от смерти, в Базарове вновь просыпаются все человеческие качества. Нигилист, он все-таки не может жить вне общества.