Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») К сожалению, на жизненных бороздам мгновенными жатвой поколения сходят, зреют и падут. Другие им следом идут А. С. Пушкин Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году в журнале «Русский вестник». Ни один из произведений Тургенева не вызвал столь ожесточенных споров. Критика в отношении «Отцов и детей» заняла позиции, иногда прямо противоположные друг другу. Например, критик Антонович обвинил Тургенева в том, что его «роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Писарев же видел в Базаре лучшего представителя современной молодежи, в котором собрано воедино все лучшее. Чтобы понять позицию каждого и то, о чем хотел сказать автор, обратимся к тому времени, когда роман создавался. Роман писался в период идейной борьбы дворян-либералов и разночинцев-демократов. Это были времена, когда еще существовало крепостное право, когда нарастали революционные настроения и прежде бросались в глаза идеи отрицания и разрушения по старому порядку, старым авторитетам и принципам. Это отрицание старых принципов и получило название «нигилизм».
Но мне кажется, в романе противопоставлены не только две эпохи, но и два поколения. Если посмотреть на само название, еще не читая роман, мы в первую очередь видим именно два поколения — поколения отцов и поколения детей. Конфликт отцов и детей — это вечный конфликт. Его описывали в литературе и до и после Тургенева, он существует и сейчас. Каждое новое поколение стремится с присущими молодости энергией и задором перестроить все по-другому как ему кажется, лучше, а старое поколение хочет сохранить старый уклад. Павел Петрович Кирсанов является в романе именно тем представителем старого поколения, считает, что все лучшее было создано в его время. Базаров — нигилист, человек, который хочет построить новый мир, предварительно разрушив старый. Уже в начале романа мы понимаем, что столкновение этих двух героев неизбежно. Они противопоставлены друг другу буквально во всем, и автор подчеркивает это. Тонкая, даже поэтическая, с опорой на классику, речь Павла Петровича отличается от грубоватой, близкой к народной, языка Базарова. Вспомним момент, когда герои знакомятся, их рукопожатия. Николай Петрович, подойдя к Базарова, зажал его «красную руку, тот не сразу ему подал». А вот рука Кирсанова: «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казалась красивее от снежной белья рукавчиками, застегнутом одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Помимо внешних в этих рук есть и более глубокие отличия: красивая, ухоженная рука с длинными ногтями может быть только у человека, которого далека всякая физическая работа. Действительно, Павел Петрович ведет праздный образиття, считая его привилегией аристократов, в то время как Базаров, который приехал в гости, то есть, казалось бы, отдыхать, привозит с собой микроскоп и другое оборудование для проведения исследований. Здесь прослеживается социальное содержание: эпоха аристократов с их бездействием противопоставлены новому поколению разночинцев с их близостью к народу. Это же смысловую нагрузку несет и противопоставление одежды, вещей героев.
Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда взыскать так вот эту одежонку. «Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями» — говорит о пренебрежении к ней своего хозяина, а может, этим Базаров хочет выделиться из той среды, в которое попал. Одежда Павла Петровича — это его лицо.
Поэтому он выглядит безупречно: «темный английский сьют, модная низенькая галстук и лаковые полусапожки. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его нигилизм, а за изысканностью Кирсанова — его «принципы». Однако нельзя забывать, что Базаров и Кирсанов — люди разного возраста, разных поколений, а каждое поколение имеет свою моду, соответственно свои взгляды. Все родители и дети различаются друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Время вносит коррективы не только в одежду, поведение, но и влияет на мировоззрение человека. И все же разные поколения роднит нечто общее. Базаров отрицает существующее, потому что «в настоящее время полезнее всего отрицание. Павел Петрович ничего не хочет менять, тем более разрушать, но с некоторыми взглядами Базарова он соглашается. Он признает, что в современном обществе не все в порядке. Базаров же считает, что мелкое обличения ничего не даст России, если прогнили его основы. Главное для Базарова — это исправить общество, чего, по сути, добивались и революционеры. Существующий порядок, думают Базаров и люди его поколения, надо разрушить. Здесь, наверное, мудрее оказалось старое поколение, что подчеркивало: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Так ведь нужно и строить ». Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искусства, классической литературой. Какое же отношение Базарова к литературе и к искусству?
Его принципы — «не говорить красиво» и «смотреть в небо только тогда, когда хочется чихнуть. Несмотря на то что Аркадий является учеником Базарова, создается впечатление, что ему присущи более широкие взгляды. В конце романа Базаров умирает, что согласно авторскому замыслу еще раз подтверждает ущербность его позиций. Аркадий женится и начинает хозяйничать по-новому. На его примере можно сказать, что только такие люди способны взять то лучшее, что было у родителей, и учесть их ошибки. Каждое новое поколение должно, даже обязано, стать умнее предыдущего. Благодаря этому жизнь не стоит на месте. В романе есть еще один представитель старшего поколения. Это Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже автор воплотил одновременно черты и детям и родителям. Николай Петрович Кирсанов в 10-й главе вспоминает, как он сам однажды сказал своей маме, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум разным поколениям». А потом и продолжил, обращаясь к Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь. По моему, эти слова как нельзя лучше отражают суть конфликта между поколениями отцов и детей. Столкновение главных героев выявляет глубокие различия всего их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого поколения. Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться вместо, и родители будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами не станут родителями.
ни есть еще один представитель старшего поколения. Это Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже автор воплотил одновременно черты и детям и родителям. Николай Петрович Кирсанов в 10-й главе вспоминает, как он сам однажды сказал своей маме, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум разным поколениям». А потом и продолжил, обращаясь к Павлу Петровичу: «Вот теперь настала наша очередь. По моему, эти слова как нельзя лучше отражают суть конфликта между поколениями отцов и детей. Столкновение главных героев выявляет глубокие различия всего их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого поколения. Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться вместо, и родители будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети сами не станут родителями.