1. Время создания романа «Отцы и дети*.
2. Столкновение представителей отцов и детей.
3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?
Я попытался представить конфликт двух поколений.
И. С. Тургенев
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в печати в 1862 году. Это было время, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда среди русской молодежи назрела переоценка старых ценностей, когда в литературу пришел герой-разночинец. Роман был создан в годы перелома, в годы, когда готовилась и проводилась крестьянская реформа. Писатель показал очень важный момент в жизни российского общества XIX века — идейную борьбу между отцами и детьми, новым поколением демократической разночинной интеллигенции.
Начинается произведение с того, что в имение Кирсановых вместе с Аркадием, сыном Николая Петровича, приезжает его друг, студент Евгений Базаров. Все в нем необычно: внешность, одежда, «развязная» манера держаться. Это настораживает родственников Аркадия. А когда Базаров говорит, что он нигилист, то со стороны Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия, наблюдается сначала неприязнь, а затем открытое противостояние. Так назревает конфликт в романе.
Да, Базаров и Павел Петрович спорят о нигилизме, аристократизме, о практической пользе. Но скоро выясняется, что Павел Петрович слабый противник для Базарова. Все речи Павла Петровича всего лишь слова, не подкрепляемые никакими действиями. Поэтому, когда Базаров бросает упрек в адрес Павла Петровича по поводу его безде-лия, то оказывается справедливым. Вся его (Павла Петровича) предшествующая жизнь — это путь сплошных удач, данных ему по праву его рождения, но первая же трудность — неразделенная любовь — делает Павла Петровича ни на что не годным. Убеждений у Павла Петровича нет, как отметил критик Д. И. Писарев. В качестве убеждений он пытается продемонстрировать свои принципы на деле. Все «принсипы» Павла Петровича сводятся только к тому, чтобы соблюдать внешние приличия и усилия, чтобы считаться джентльменом. Сущность Павла Петровича — это форма без содержания. Несмотря на внешнее противостояние, Павел Петрович и Евгений Базаров похожи. Павла Петровича интересует внешняя сторона вещей, но подобное можно сказать и о Базарове. То же пристрастие к внешним эффектам: балахон, бакенбарды, развязная манера общения. Базаров отрицает все то уродливое, что есть в Павле Петровиче, но он впадает в крайность. И. С. Тургенев с самого начала хочет провести мысль, что нигилизм — это порождение пороков старшего поколения. А философия Базарова — отрицание жизненных установок «отцов». Писатель показывает, что на отрицании нельзя ничего построить в том числе и философии, потому что жизнь опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Настоящий достойный противник Базарова — Николай Петрович Кирсанов. Он, хотя и не вступает в словесные споры с вождем нигилистов, но его поведение, его широта души не согласуются со всеотрицанием Базарова. Николай Петрович мог бы вступить в словесную дуэль с Базаровым, но он понимает, что его аргументы для Базарова будут неубедительны. Оружие Базарова в споре — логика, софистика. Те знания, которые есть у Николая Петровича, нельзя передать словами, человек должен сам их почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о поэзии, о природе, для Базарова — пустой звук, потому что для понимания таких вещей необходимо иметь тонкую развитую душу. К пониманию того, что Базаров от неуважения авторитетов переходит к неуважению вообще всех окружающих, скоро приходит и Аркадий. Трезвый житейский ум Кати ему больше по душе, нежели холодная схоластика Базарова. Показывая изначальную порочность базаровских идей, И. С. Тургенев вводит в повествование еще двух героев
— Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается никаких последователей. На голой почве нигилизма вырастают вот такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. Но Базаров, в отличие от них, сильный человек, он способен к саморазвитию. Именно этим он интересен И. С. Тургеневу. Весь жизненный путь главного героя романа — это опровержение его нигилистической морали. Базаров отрицал искусство, поэзию, потому что не видел в них никакой пользы. Но после того, как он влюбился в Одинцову, он понимает, что это не так. По его совету, Аркадий отнимает у отца томик А. С. Пушкина. Именно Базаров высмеял игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотой природы. Однобоко развитая личность Базарова не способна понять это. Все же для него не все потеряно. Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Когда он влюбляется в Одинцову, он оказывается не бездушной машиной, которая может только проводить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова сталкиваются с его человеческой сущностью. Он не может отказаться от своих убеждений, но и не может задушить проснувшегося в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но его смерть закономерна, с точки зрения автора. И. С. Тургенев определил своего героя как фигуру трагическую, «обреченную на гибель». Это объясняется двумя причинами: внутренними противоречиями героя и, безусловно, одиночеством.
Д. И. Писарев писал: «Умереть так, как умер Базаров — это все равно, что сделать великий подвиг». Да, смерть Базарова героична, он не струсил, не обманывал себя. Нас привлекает человечность его поведения. В момент смерти проявились и сила воли, и мужество героя. В этом есть доля романтики. Базаров произнес Одинцовой слова: «Я люблю вас! Прощайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…». Перед лицом неизбежной гибели он отметает все ненужное, наносное, чтобы оставить главное. Главным оказывается любовь к Одинцовой.
В последней сцене — описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, — мы видим: то, что отрицал Базаров, приносит ему покой. Это природа, это родители, которые подарили ему жизнь и безумно любили его. Все второстепенное осталось в стороне. Существуют только природа, которую наш герой хотел превратить в мастерскую, и родители.
И. С. Тургенев в своем романе поднимает очень важную проблему человеческого бытия. Есть вечные основы жизни, духовные ценности, не подверженные веяниям времени. Если человек пытается их изменить, то он многое утрачивает и не получает ничего взамен.
В образе Базарова Тургенев воссоздал представителя нового поколения. Писатель пытался понять, кто же эти «новые люди». И ему удалось как художнику, как мыслителю «…точно и сильно воспроизвести истину».
Автор в романе противопоставил два поколения «отцов» и «детей». Проблема их взаимоотношений очень серьезная. И если человек осознает свои корни, свою глубокую связь с прошлым, то это даст ему возможность шагать в будущее.