Революция и гражданская война раскололи общество надвое, заставили
каждого сделать свой жесткий выбор. Гражданская война
разрушала вековые устои семейных, культурных отношений. Отец
и сын становились врагами, брат шел на брата по идеологическим
убеждениям.
Каждый писатель тоже должен был сделать свой нравственный
выбор, диктовавший художественные задачи. Главной проблемой
стала проблема героя. Каков должен быть герой, какими чертами его
наделять, кто он? — Командир отряда, чья личность укладывалась
в определенную схему? Рядовой партизан, чьим главным достоинством
была храбрость?
В 1920-е гг. художественные достоинства произведений приносились
в жертву идеологии, «произведение прочитывалось прежде
всего по идеологическому коду». Но таким ключом можно было прочесть
публицистическое произведение, а в художественном этим
кодом мог быть образ того героя, который нес информацию прежде
всего о его нравственном выборе. В произведениях о гражданской
войне «работала» идея пролетарского гуманизма, которая выражалась
в системе ценностей коллектива. Задавался вопрос: «Можно
ли ради жизни большинства пожертвовать жизнью одного?! —
И ответ был утвердительным.
Пролетарский гуманизм.
А. А. Фадеев, написавший роман «Разгром», оцененный достаточно
высоко и критиками, и читателями, дал определение идее пролетарского
гуманизма: «Старый гуманизм говорил: «Мне все равно, чем
ты занимаешься, мне важно, что ты за человек. Социалистический
(пролетарский) гуманизм говорит: «Если ты ничем не занимаешься
и ничего не делаешь, я не признаю в тебе человека, как бы ты ни был
добр и умен». Такая концепция выдвигала на первый план героя деятельного,
не слишком обремененного нравственными ценностями.
Да и ценности поменялись. Личность человека легко приносилась
в жертву идее революции или идее построения коммунистического
будущего.
Произведения о гражданской войне различны и по художественным
достоинствам, и по выбору ситуаций, в которых реализуется идея
социалистического гуманизма: один или много.
Среди многочисленных повестей и рассказов можно выделить
произведения А. Серафимовича «Железный поток», И. Бабеля
«Конармия», Б. Пильняка «Голый год», «Повесть непогашенной
луны», А. Веселого «Россия, кровью умытая», Л. Сейфуллиной
«Виринея», Б. Лавренева «Сорок первый» и др.