1. Преступления против человеческой личности.
2. Человек в лагере.
3. Значение творчества Шаламова.
В истории нашей страны было время, когда такие понятия, как нравственность, гуманность, любовь к ближнему были забыты. Например, свидетельства о периоде красного террора заставляют нас ужасаться преступлениям против человеческой личности. Государство уничтожало своих граждан. А совершалось беззаконие, точнее — узаконенные преступления, под слова величавых гимнов и песен, прославляющих «свободную» отчизну. «… Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», — эти слова гимна, принимая во внимание все происходившее, кажутся просто глумлением над этой самой свободой личности. Теперь мы очень многое узнали об истории советского периода. О какой любви к ближнему и свободе можно говорить, если в тюрьмах и лагерях оказывались совершенно безвинные люди. Творчество многих писателей рассказывает нам о преступлениях того периода. В своем сочинении мне хотелось бы остановиться на произведениях В. Шаламова, который сам прошел сквозь ад лагерей. Рассказы Шаламова заставляют иначе взглянуть на политический строй, которому они обязаны своим появлением. Фальшивые лозунги, миф о «свободном и счастливом советском человеке» — каким отвратительным и лживым все это выглядит после прочтения «Колымских рассказов» Шаламова! Все произведения правдивы, основаны на реальном опыте писателя. Из рассказов мы узнаем о нечеловеческих условиях, о нравственном и духовном падении человека, о потере самых лучших человеческих качеств.
В лагере человек оказывается наедине с нечеловечески жестоким миром. Люди теряют все, что составляло их жизнь ранее — любовь, надежду, дом, уверенность в себе и в завтрашнем дне. Теперь они стали изгоями, и навсегда проведена черта между ними в настоящем и их прошлой жизнью. Нормальная жизнь с ее заботами и проблемами кажется иллюзией, даже воспоминания не согревают душу. Однако человек старается выжить даже в нечеловеческих условиях, среди «волчьих» законов..
Мы встречаем у Шаламова такие понятия, как «первая» и «вторая» жизнь. «Первая жизнь» — это жизнь до лагеря, это надежды и мечты, это нормальные отношения между людьми. «Вторая жизнь» — это жизнь в лагере, это чудовищные обстоятельства, бесчеловечные законы, это ужасающие взаимоотношения с окружающими.
Писатель не считает нужным что-то скрывать и приукрашивать.
Мы узнаем так много, что это нас шокирует. Однако самым страшным является не только и не столько физические страдания — болезни, холод, голод, помешательство — сколько возможность потери человеческого достоинства, превращение человека в животное.
А именно это зачастую и происходило. Этому способствовали многие факторы: отношение надзирателей и уголовников, бытовые условия. Шала-мов рассказывает о том, что в лагере особое место занимали уголовники. Они имели неограниченную власть над политическими заключенными, то есть, как мы теперь знаем, над нормальными безвинными людьми. Их вина была только в том, что они являются гражданами уродливого и преступного государства.
Унижение оказывается страшнее физических мучений. Жизнь может стать «существованием, по-луеознанием». Если человек не находит в себе сил сопротивляться унижениям, потере достоинства, то ему уже ничто не может помочь.
Каждый рассказ Шаламова кажется нам страшным. Но искренность автора нельзя не оценить должным образом. В рассказе «Сентенция» Шаламов говорит о душевном состоянии человека в лагере. Не остается ничего человеческого, кроме всепоглощающей злобы. Человек теряет разум, воспоминания. Перед лицом смерти в человеке не остается ничего, что ранее было неотъемлемой частью его натуры. Однако угроза смерти отступает. В сознании появляется слово «сентенция». Это полузабытое слово пришло из прошлой жизни, оно не имеет ничего общего с жизнью настоящей. Однако человек «хватается» за это слово, подобно тому, как утопающий держится за соломинку. Возрождение начинается именно с этого, никчемного в лагерных условиях слова.
Человек может выжить в любых условиях. Но какой ценой… Потеря достоинства, превращение в бесправное и униженное существо — это нередко становится платой за жизнь. Самого Шаламова лагерный опыт переломал, он вернулся на волю человеком, ничего общего не имеющим с той личностью, которой он был до Колымского лагеря.
В рассказе «Тифозный карантин» перед нами предстает образованный, умный, достойный человек, немецкий коммунист — капитан Шнайдер. Лагерь превращает его в «прислугу» вора. Теперь ему надлежит быть «чесальщиком пяток» у обычного уголовника. Рассказ вызывает у читателя возмущение и осознание хрупкости мира нормальных человеческих взаимоотношений. Тоталитарное государство совершает преступление за преступлением, превращая человека в низкое существо.
Из произведений Шаламова мы узнаем о царстве абсурда, о законах лагерной жизни, о том, что происходило с нормальными законопослушными гражданами, которые чьей-то злой волей были объявлены преступниками. О какой любви к ближнему могла идти речь, если страна создавала лагеря, где мог оказаться любой человек, независимо от его социального положения, личностных качеств и прочего. Из произведений Шаламова мы узнаем о терроре против собственного народа на протяжении долгих лет.
Развивается цивилизация, меняется общество. Но творчество Шаламова и других «лагерных» писателей нельзя предавать забвению, чтобы случайно не начать идеализировать прошлое нашей страны. Ведь трагические периоды истории нужно знать хотя бы для того, чтобы возвращение к ним стало невозможным. И пусть «Колымские рассказы» кажутся современному читателю неимоверно тяжелыми, они — часть нашей истории. Поэтому к ним нужно отнестись с пристальным вниманием. История не терпит сослагательного наклонения. Мы не знаем, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы тоталитарное государство не устраивало террор против собственного народа, если бы лучшие и достойные не оказывались в тюрьмах и лагерях. Мы можем это только предполагать. Поэтому мне представляется, что произведения таких писателей, как В. Шаламов, должны быть в списке обязательной литературы, изучаемой в курсе школьной программы.