Роман «Мастер и Маргарита» — произведение многоплановое. С какой только стороны не рассматривали его критики! Обсуждали проблемы нравственного выбора героев, добра и зла, композиционные особенности, любовную интригу, библейский сюжет. Не менее интересным кажется обсудить тему не совсем избитую — тему внутренней и внешней свободы героев романа. Дело в том, что некоторые герои, внешне придавленные жизненными обстоятельствами, в душе независимы. И наоборот: те, кто обладает полнотой власти и свободой действия, оказываются слабыми, беззащитными и скованными.
Характерный пример — Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор. В его руках жизнь любого из жителей Иудеи. Достаточно ему щелкнуть пальцами — каждое его желание исполняется. Он шутя, походя может разбивать судьбы людей. Но даже такой могущественный человек невыносимо страдает: он подвержен жесточайшим приступам головной боли, когда почти не владеет собой. Он в эти минуты подчиняется своей болезни, а не решениям разума.
Кто же есть Понтий Пилат на самом деле? Лишь самый покорный из слуг кесаря. Ему хочется освободить странного пленника, но он не властен этого сделать! Нужно подчиняться приказам кесаря. Конечно, можно и не подчиниться,, но тогда не будет ни должности, ни карьеры, ни комфортной жизни, к которой он так привык. Он раб своего образа жизни и не может порвать эту цепь именно в силу уже упомянутой внутренней несвободы.
Совсем иное дело — Иешуа. Он арестован, оборван, но жалок ли он? Нет. Он выглядит благородно, даже стоя связанный перед прокуратором. Над ним тяготеет приговор, но это не может сломить его силу духа. Его мысли, чувства, душа остаются свободными. Он смело, без боязни говорит Пилату то, что хочет сказать. Ему незачем таиться, скрываться и изворачиваться. Слова
о том, что злых людей не существует — всего лишь дерзость в глазах прокуратора. Но утверждение, что всякая власть есть насилие — это уже открытый вызов. Конечно, Иешуа не собирается провозглашать революционные идеи. Он просто искренен, наивен и простодушен. Это — не глупость, это — полная внутренняя свобода.
Однако вспомним» что роман называется «Мастер и Маргарита». Следовательно, главными действующими лицами являются вовсе не Иешуа с Пилатом, а основное действие разворачивается не в Ершалаиме, а в Москве тридцатых годов. Здесь перед нами предстает целая галерея внутренне несвободных людей. Они опутаны цепями лжи, взаимных обязательств, подхалимства. Они живут в плену многочисленных догм, установлений, инструкций.
Служащие Управления Зрелищ насильно загоняются в хоровой кружок. Есть ли у тебя слух, нет ли — пой. Литературные критики говорят то, что должно сказать, но никогда не то, что в действительности думают. Главное — не сказать и не сделать ничего того, что вызывает осуждение. Если и есть среди московской публики «вольнодумцы», то и они ведут себя в пределах нормы, будучи просто «чуть-чуть» чудаковатыми. Человек может иметь в глазах общества маленькие «слабости», но не более того.
Единственное в Москве место, где люди раскрепощаются — это сумасшедший дом. Нет ничего удивительного в том, что с Мастером мы встречаемся именно в клинике профессора Стравинского. Мастер в буквальном смысле — эталон независимого человека, что роднит его с Га-Ноцри. Роман Мастера — это плод свободного творчества, полет мысли. Творческая личность всегда должна быть вольна в своих мыслях. Как иначе мог Мастер написать свой роман, построенный на библейском сюжете, живя в антирелигиозно настроенной Москве? Он не допускал насилия над собой. Каждое слово в его романе _ хо слово, которое должно стоять именно на том месте, где стоит. Сила Мастера в том, что он правдив. Ярость критиков, на него набросившихся, — ярость людей, утративших внутреннюю свободу, их зависть.
Маргарита похожа на Мастера. В ней нет скованности. Она без колебаний соглашается продать душу дьяволу за право любить. Без раздумий готова пожертвовать своим счастьем, когда нужно спасти несчастную Фриду. Все это происходит вне каких-то умозаключений. Просто Маргарита так чувствует. Свобода — органически присущее ей свойство.
Самое полное ощущение свободы приходит в полете. Вспомним полет Маргариты на бал к Сатане. Этот эпизод вызывает даже некую зависть к той, которая смогла ощутить радость полета над землей. Когда нечистая сила дарует Мастеру и Маргарите вечную свободу и вечную любовь, это особенно ярко выражается в картине полета. Под ними разворачивается вся земля, но они парят над ней ничем не связанные, ничем не скованные. Так жаль, что это возможно лишь на страницах книги… Но все же человек может познать ощущение полета. Есть две пещи па земле, которые дают его — это любовь и творчество. Не стоит заковывать себя в рамки общественных догм. Человек с открытой для любви душой может стать крылатым.