Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> «Поднятая целина» народного сознания (по роману М.А. Шолохова «Поднятая целина»)

Сочинение на тему ««Поднятая целина» народного сознания (по роману М.А. Шолохова «Поднятая целина»)»

Роман Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина» почти все считают «заказным» литературным произведением, даже пропагандистским плакатом в пользу коллективизации и полного триумфа в России Советской власти. В нем Шолохов, в отличие от широкой и веротерпимой, многопартийной панорамы «Тихого Дона», ясно выражает свои симпатии и антипатии. Они однозначно на стороне коммунистов, из врагов и тайных вредителей писателю симпатична одна лишь беспутная Лушка. Но это не приспособленчество, а твердое убеждение писателя, что казака нужно «перевоспитать», заставить его избавиться от губительных предрассудков «казачьей вольницы» и перековаться в советского человека. Ни в Гражданскую войну, ни в период коллективизации, убежден Шолохов, решение судьбы казачества не было делом самого казачества. Я тоже уверен, что за этим кроется борьба мировых сил прогресса и реакции, добра и зла.
То есть переход к коммунистическому труду и жизни в колхозе-коммуне есть процесс объективный и неизбежный. Коллективизация, уверен писатель (и я с ним полностью согласен), лишь окончательно решила исход борьбы: победа за силами добра и прогресса, то есть за коммунизмом.
В «Поднятой целине» мир расколот на своих и врагов. Через бывшего казачьего есаула Половцева, готовящего по указке из-за рубежа мятеж против советской власти, и через Макара Нагульнова с его несокрушимой идеей мировой революции, изучающего ради нее английский язык, происходящий на наших глазах перелом в русской жизни как бы переходит в разряд «надмировых» явлений, как, например, рождение новой галактики или появление «черной дыры». В свете этой «надмировой» идеи все действующие лица романа, в том числе и комический дед Щукарь, становятся титанами вселенского противостояния.
Учитывал Шолохов и другую сторону проблемы, о чем свидетельствует его письмо Горькому, в котором говорится, что «вопрос об отношении к среднему крестьянству еще долго будет стоять перед коммунистами тех стран, которые пойдут дорогой нашей революции». С этими мотивами тесно связаны мотивы бдительности, с одной стороны, и доверия — с другой, определяющие развитие сюжета и оказывающие влияние на обрисовку характеров в «Поднятой целине», как и в двух последних книгах «Тихого Дона».
Коммунист Семен Давыдов и бывший белогвардейский есаул Половцев, как посланцы добра и зла, одновременно приезжают в
Гремячий Лог, каждый со своими целями и планами. До конца романа писатель не сталкивает их (и это не случайно) лицом к лицу, но именно в созидательной деятельности Давыдова и разрушительных диверсиях Половцева проявляется главное напряжение сюжета, отражающего столкновения миров, двух социально-политических тенденций.
Но для Шолохова, исходя из постулатов марксистско-ленинской диалектики, историю невозможно вернуть вспять. Все определено направленным и вечным движением от простого к сложному, от плохого к хорошему и затем к наилучшему Характерный ракурс показа двух героев-соперников: деятельность Давыдова и он сам — все на свету, на людях, как и положено ангелу; служителю сил тьмы, дьяволу Половцеву же приходилось действовать только под покровом тьмы.
Происходит «закономерный» природно-общественный катаклизм — переход жизни на более высокий уровень развития. Перестройка старой казачьей жизни совершается нелегко, но коллективизация изображена автором не только как переход казачьего хутора (русской деревни) к новой системе хозяйствования, но и как торжество справедливости, как рождение и рост нового человеческого коллектива, нового единства — то есть торжество «божьего промысла», если пророком коммунизма считать Карла Маркса. И утверждение этого нового торжества идей предстает перед нами не как итог, а как процесс, прослеженный с тончайшим проникновением в человеческие дела, поступки, переживания.
Шолохов привычно «приземляет» персонажи для контраста с величием происходящего события. Коллективизацию осуществляют не какие-то особенные герои, а люди рядовые, прошедшие суровую школу жизни, революционной закалки. На месте Нагульнова, Давыдова, Разметнова легко представить Бунчука, Кошевого, Котлярова из «Тихого Дона», они выписаны с долей одержимости, даже демонизации. Опорой колхоза становится трудолюбивый Кондрат Майданников, воевавший в гражданскую в буденновских частях, незадолго до коллективизации он был делегатом Всероссийского съезда Советов, с обнаженной головой стоял у Ленинского мавзолея. Это образ новообращенного новой веры. Подобно всякому неофиту он воспаряет в думах к «горним высям» — мысль Май- данникова уже поднялась на уровень государственных интересов, он причастен через новую веру к делам «богоравных» вождей из Москвы. По сравнению с Григорием Мелеховым из «Тихого Дона» он — правдоискатель уже другого исторического этапа. Это будущий фанатик-фундаменталист, каким он станет, когда полностью отрешится от всех сомнений в правоте колхозного строя.
Нелегко дается ему вступление в колхоз, одолевают проклятые сомнения, как всякого новообращенного и оглашенного. Но именно этим образом казака-середняка, его раздумьями и нерешительным поведением автор пытается убедить читателя, что коллективизация является единственно верным, необходимым этапом на пути решения судьбы многомиллионного крестьянства. Этот вопрос о земле и формах хозяйствования на ней всегда глубоко волновал русских писателей, особенно Льва Толстого, который отрицал частную собственность на землю.
Коллективизация — массовый, всенародный подвиг; так изображает ее Михаил Александрович Шолохов, всегда пристально изучавший в человеке неповторимое и едва уловимое. Писатель особенное внимание сосредоточивает на поведении масс. Но художник в нем выше проповедника-миссионера новых коммунистических убеждений. Он не игнорирует индивидуальных особенностей своих героев. Давыдов, Нагульнов, Разметнов, Майданников, Лю- бишкин, кузнец Шалый и дед Щукарь — какая россыпь самобытных народных характеров! Новый уклад не приходит сам собой по мановению руки. Давыдов достигает успехов лишь тогда, когда считается с гремяченцами как с коллективом в целом и как с неповторимыми личностями в отдельности. То есть когда в совершенстве овладевает наукой манипуляции «народным сознанием». Такая манипуляция общественным сознанием позволит коммунистам продержаться семьдесят лет у власти, а их потомкам — создать «управляемую и наследную» демократию в постсоветской России.