Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
А. Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне — поэму «Василий Теркин». Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал.
Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны.
Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать проблемы, переживания и радости рядовых. Наверное, трудно представить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.
Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы — Василий Теркин.
Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Сам Твардовский говорит о нем:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
В главе «Теркин — Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.
Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это собирательный образ:
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…
Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, — это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал.
Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на
сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищать Родину от врага.
Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!
Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства.
Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:
И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.
Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок — добрался до своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.
Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: «так два ж конца».
Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
Защита жизни на земле — главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин.
Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, «оглушенный тяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих — это еще ужаснее, чем от врагов.
Только через сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку.
Интересно отношение Теркина к награде:
— Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством.
Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое —
Человек пришел с войны.
По-моему, отказ от ордена — тоже своеобразный подвиг.
У Теркина был страшный поединок с немцем:
Так сошлись, сцепились близко,
Что уже обоймы, диски,
Автоматы — к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба — это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.
Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает физическое превосходство немца, «дармовым добром кормленного». Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:
Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!
И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» — добычу ночи». Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок.
Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал». Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, — главное дело его жизни.
Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, — подвиги человека на войне.