Взять музыку и, кровь погнав быстрей,
В стихи добрызнуть огненный ручей…К. Бальмонт
Музыка в поэзии символистов играла очень важную роль как метафорическое и, в равной степени, ритмическое начало. У символистов даже была так называемая «музыкальная группа», в которую входили Бальмонт, Вячеслав Иванов и Балтрушайтис. В то же время их единомышленники по символизму Брюсов, Белый и Блок организовали другую группу — «маломузыкальную». Ясно, что это — их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт. Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях писал: «Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку, что далеко не часто встречается, особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал в пей известное, несомненное родство со своей собственной поэзией».
Бальмонта со Скрябиным связывала большая дружба. Они оба были «искателями новых звучаний». Их современники замечали, что на всех остальных композиторов и поэтов эти два друга смотрели как на свои предтечи. О Скрябине, играющем на фортепьяно, Бальмонт сказал так: «он целует звуки пальцами». Это сравнение очень тонко передавало природу скрябинской игры.
Поэты-символисты, рассуждая о своем литературном течении и развивая его теорию, высказывались, насколько мне известно, о том, что музыка в слиянии с жизнью и религией дает искомый результат — гармоничные стихи, способные исполнять роль некоего мессии. Мне не очень понятна позиция самого Скрябина, считающего себя музыкантом-символистом, когда он ратовал за крушение мироздания под грохот «соединенных искусств». Но, видимо, это почти то же самое, что и у поэтов-символистов, только с точки зрения музыканта.
Чтобы полнее раскрыть тему, приведу стихотворение Бальмонта о музыке:
Я знаю, что сегодня видел чудо.
Гудел и пел священный скарабей.
Душе был слышен ясный звон оттуда,
Где зреет гром средь облачных зыбей.Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей,
Мелькало белым тонкое весло.
Играли струны музыкою зрящей,
И сердце пробуждалось в ней светло.А он, колдун, обеими руками
Нам рассыпал напевный дождь колец
И, весь горя, дрожащими перстами
Касаясь струн, касался всех сердец.
Как видим, для поэта музыка — это чудо совершенное. Музыка — объединяющая сердца идея. Под музыкой надо понимать не буквальную мелодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой. Теперь понятно, почему группа поэтов-символистов называлась «маломузыкальной». Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторону чуть ли не религиозной любви к России. Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном.
Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов «музыкальной группы» Бальмонта и Вячеслава Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотворений. У Бальмонта в связи с этим хочется отметить «Камыши», «Челн томления». У Вячеслава Иванова — «Кормчие звезд», «Человек» и многие стихи на античную тему.
Известно, что на вечерах у Скрябина Вячеслав Иванов поражал всех высказываниями о музыке. Даже Скрябин, мечтавший возвести музыкальный храм на необитаемом острове в Индийском океане, слушал поэта, затаив дыхание. В одном из стихотворений Вячеслав Иванов восклицает:
О, Музыка! В тоске земной разлуки,
Живей сестер влечешь ты к дивным снам:
И тайный рок связал немые звуки…
Этими строками можно обозначить уровень понимания музыки как высшей формы искусства поэтами-символистами.