Почти полтора века прошло с тех пор, как был впервые издан роман Тургенева “Отцы и дети”. Автор писал его в нелегкое время- период подготовки и проведения крестьянской реформы. Теперь, когда историками описаны все события, развернувшиеся после 19 февраля 1861 года, много нового открывается нам в тургеневской позиции.
Начиная с середины пятидесятых годов девятнадцатого века, всем становится ясна неизбежность проведения реформ. Происходит размежевание сил на либеральное дворянство и демократов — революционеров. Речь идет о том, каким образом осуществятся преобразования: “сверху” — путем постепенного введения в жизнь либеральных законов, или “снизу” — путем революционным.
В этих условиях Тургенев пишет “Отцов и детей” — роман, законченный в июле 1861 года и напечатанный в следующем году в “Русском вестнике”.
Судя только по названию, можно подумать, что речь в произведении идет о конфликте между поколениями. Однако это не так. Автор показывает противоречие мировоззрений, сословий, сталкивая “принсипы” Кирсанова с убеждениями Базарова.
“- Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте… И довольно! — промолвил он и опустился на подушку. — Теперь… темнота.
Базаров заснул… Больше ему не суждено было проснуться. К вечеру он впал в беспамятство, а на следующий день умер”.
Смерть главного героя, такая неожиданная, случайная, кажется странным завершением действия, развернутого Тургеневым на страницах романа. Это послужило поводом к возникновению многочисленных споров между критиками — опубликованные статьи Писарева, Страхова, Антоновича нередко противоречат друг другу в описании этого эпизода. Однако при более глубоком рассмотрении сюжета оказывается, что такой поворот событий является не случайным, а закономерным итогом развития действия. Ведь не зря Тургенев называет Базарова “лицом трагическим”.
Тургенев старается показать главного героя максимально объективно, раскрыть его слабые и сильные стороны. Взгляды Базарова раскрываются в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей его друга Аркадия. В этих спорах речь, безусловно, идет о революции, хотя Тургенев прямо об этом не говорит.
“Он — нигилист”, — говорит Аркадий о политических взглядах Базарова (в десятой главе), определяя нигилиста как человека, не признающего никаких авторитетов и не принимающего ни одного принципа на веру. Но Тургенев пишет: “Если он называется нигилистом, то надо читать — революционером”. Убеждения Базарова еще более проясняются после следующей реплики:
— Вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить!
— Это уже не наше дело. Сперва надо место расчистить.
Тургенев понимает, что дни “отцов” уже сочтены, что отжившие свое аристократы не смогут играть ведущую роль в будущем, что будет построено новое общество с иными устоями, но он еще не знает, что это будет за новая сила. Именно поэтому так трагична судьба Базарова, так неожиданно он умирает. Иначе и быть не может — ведь для молодого нигилиста нет еще места в настоящем, не пришло еще его время.
Базаров предстает перед нами как материалист, рационалист. Тургенев наделяет его самыми крайними взглядами, показывая это даже в его манерах поведения и внешнем виде (длинные волосы, издавна считавшиеся признаком вольнодумства, небрежный вид, речь, просьба “стащить в комнату чемодакишко да одежонку”). Однако автор показывает Базарова не только как нигилиста, но и как исследователя, медика и экспериментатора, интересующегося в основном естественными науками. Он воспринимает все явления исключительно с физиологической точки зрения, видит пользу только в том, что можно осознать с помощью пяти чувств, все остальное — лишь слабость. Поэтому герой отрицает искусство, религию, воззрения простого народа, даже науку вообще как понятие.
Далее Тургенев подвергает убеждения Базарова испытанию любовью -именно с началом отношений с Одинцовой начинается трагический поворот в судьбе героя. Базаров испытывает новое чувство, доселе ему неведомое, противоречащее всем его воззрениям, которые уже стали частью его самого, и поэтому задевающее его за самое сердце. И все же у нигилиста не хватает силы воли, чтобы противостоять этой слабости, и он признается в любви Одинцовой. Базаров встречает отказ. Однако это не суть важно. Важно то, что с этой минуты в душе Базарова начинается кризис, замешательство. Он подвергает сомнению каждое свое убеждение. Доказательство этому — спор Базарова с Аркадием. Здесь мы видим, как меняются взгляды Базарова. Он задумывается о том, ради кого и ради чего он борется: “…Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет—да и на что мне спасибо?” Теперь он говорит: “Я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!” Эпизод с Фенечкой — попытка доказать уязвленному самолюбию, что не все еще потеряно. Но это не так. Базаров уже не тот титан, не склоняющийся ни перед какой сильной натурой.
Душевный кризис, трагическое противоречие разрешается неожиданной смертью Базарова. Он умирает, заразившись трупным ядом, — неожиданно, случайно. В этом заметна какая-то ирония. Перед смертью в Базарове происходит перемена — он смягчается, открывается для любви.
Смерть Базарова — логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду -здесь он как в безвоздушном пространстве.