Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…
Н.А. Некрасов
А.С. Грибоедов — один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор… Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известным.
Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не состарились? В чем же ее бессмертие?
Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.
Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:
Чуть свет — уж на ногах!
и я у ваших ног.
Осуждение лживой морали фамусовского общества, страстность речей делают Чацкого «опасным человеком». Он осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?
Ум — это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживают победу глупость и невежество.
Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И.А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний». «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать, и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других…»
Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.
За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».
Вслед за Гончаровым мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности и в конце XX века. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Мы чувствуем вокруг себя тупых Скалозубов, подлецов Молчалиных, блаженствующих Фамусовых.
Если бы Чацкий боролся только против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?».
По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с новым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».
В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.
Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы вневременные, вечные. Написанное около двух веков назад произведение поднимает и для нас актуальные вопросы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.
Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица…» В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный — с лексикой образованного дворянства.
Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции — все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливому создателю. Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана сразу, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» — казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, потому и «не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».