Александр Сергеевич Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1828 году. Он был талантливым, разносторонним человеком, писал стихи, сочинял музыку, знал много иностранных языков. Александр Сергеевич был секретарем дипломатической миссии в Персии.
Действие комедии происходит во время, когда в Петербурге было создано первое тайное общество дворянских революционеров, которые через десять лет вышли на открытый бой против самодержавия и крепостного рабства. Молодые дворяне-ре- волюционеры выступали против консервативных правил, против всего иностранного.
Итак, молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он вобрал в себя все благородные помыслы и дела декабристов. Чацкий появился в доме Фамусова после трех лет путешествий. Путешествие было для него серьезной жизненной школой. Он увидел жизнь народа, встречался с единомышленниками. Он очень изменился, изменились его взгляды, мысли, и, приехав домой, он стал думать, будто и во всем дворянском обществе жизнь изменилась:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит…
После того как Чацкий приехал в дом Фамусова, он стал рассказывать Павлу Петровичу о своем путешествии, о переменах, которые произошли в стране. После разговора с Павлом Петровичем Фамусовым он понял, что в фамусовском обществе ничего не изменилось, что это общество осталось консервативным, выступавшим против книг, учебы:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкому противостоит целый жизненный уклад, сила привычек и установок фамусовского общества.
«Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» Потому что идеи, мысли, которые вложил Грибоедов в свое произведение, актуальны и в наши дни. Грибоедов поднял вопрос о личности человека, о судьбе России и ее народа, а также о людях, для которых счастье — это ордена, медали, звания, чины. И среди этих людей один человек, который вызвал на дуэль существующий строй, — Чацкий. Он взял на себя трудную, даже неразрешимую задачу — изменить людей, изменить ту жизнь, которой жило тогда все общество. Грибоедовский Чацкий не состарился, потому что люди с такими убеждениями, рассуждениями были, есть и будут. И также будут Фамусов и его общество с их главным принципом:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
А у Чацкого другой жизненный принцип:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чацкий внес свои идеи в мир фальшивых интриг, где жили обедами, ужинами и танцами, где «сужденья черпают из забытых газет…» Чацкий всегда был против сплетен, против всего закулисного, и поэтому он был как бы «лишним» человеком. Ему не нравились такие люди, как Скалозуб: «И золотой мешок, и метит в генералы», Молчалин, про которого Чацкий сказал: «В нем Загорецкий не умрет», и сам Павел Петрович Фамусов, ярый противник учености:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Еще Чацкий обеспокоен судьбой Софьи. Чацкий верил в ум Софьи. Он хотел раскрыть ей глаза на окружающий ее мир безобразных, безликих призраков, внушить отвращение к ним.
Во всей пьесе идет «борьба идей»: свободолюбивых — Чацкого и консервативных — Фамусова и его общества. «Старики» хотят втоптать в грязь молодое и свежее дарование. Они просто ненавидят таких, как Чацкий, который мешает им спокойно жить.
До решительной схватки с фамусовским обществом Чацкий еще не совсем полно представлял себе, насколько прилипчива и прочна паутина предрассудков и обычаев дворянской среды, и, когда он это понимает, он обращается к своим мучителям:
…из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Но в этой битве Чацкий не только не проигрывает, но и закаляется. Закаляются его убеждения, не остается иллюзий, что можно что-нибудь исправить, изменить:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Чацкий уходит из дома Фамусовых не побежденным, а победителем. В последних монологах Чацкий уже не смеется — он
негодует. И бросив все: и Софью, и дела, он бежит из Москвы, из этого болота, которое затягивает его:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Комедия «Горе от ума» мне очень понравилась. Особенно понравился Чацкий. Я думаю, что Грибоедов вложил в Чацкого свои мысли, идеи, боль за Россию, за русский народ, который вынужден терпеть «фамусовское общество». Я полагаю, пока есть такие люди, как Чацкий, Россия будет жить и процветать. Но, к сожалению, такие люди, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Загорецкий, будут мешать появлению в России новых, молодых умов. Эта проблема существовала тогда и существует сейчас. И поэтому «грибоедовский Чацкий не состарился до сих пор». Я надеюсь, что он еще очень долго послужит примером молодому поколению.