Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Поэтика весны и осени в лирике Ф. И. Тютчева

Сочинение на тему «Поэтика весны и осени в лирике Ф. И. Тютчева»

Ф. И. Тютчев — совершенно уникальное явление в русской поэзии. У него было все: положение в обществе, успех у женщин, прекрасная служебная карьера и творческое долголетие. Среди его знакомых Генрих Гейне, Пушкин, Лев Толстой, Афанасий Фет. Его муза абсолютно индивидуальна. Уже самые ранние его стихотворения отличает зрелая мудрость. Его поздние стихи юношески свежи и полны тонкого лиризма.

Тютчев — поэт-философ. Реалии его поэзии часто бывают сложны для восприятия. Образы громоздятся и клубятся, как облака перед грозой, многие понятия заимствованы из философии. Однако, взяв за труд внимательно прочитать его стихи, находишь ряд тем, повторяющихся на протяжении всей жизни поэта. Прежде всего обращают на себя внимание сквозные образы Весны и Осени.

Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Осень — пора увядания, грустное и печальное время.

Весна для поэта — это и ставшие хрестоматийными «Весенняя гроза» и «Вешние воды», и такие строки:

Весенней нагой утомлен,
Я впал в невольное забвенье…
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно была пробужденье.

Осень время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:

Небо бледно-голубое
Дышит светом и теплом
И приветствует Петрополь
Небывалым, сентябрем.

Недаром именно поздней осенью поэт пишет свое заветное: «Умом Россию не попять».

Весна и осень превращаются у Тютчева в нечто большее, чем сезоны преображения природы. Это уже символы, философские категории, которые исполняют в его поэзии сложную мировоззренческую, а часто мирообразующую роль. Так, в щемяще-нежном «Я встретил вас…» он объединяет эти образы, и они живут в стихотворении, как сообщающиеся сосуды:

Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.

Весна у Тютчева имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса — муза весны напрямую связана с будущим. Осень, напротив, наполнена пустотой. Она словно не отягощена ничем земным. Содержание этого образа статично:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Складывается впечатление, что за пределами осени нет ничего, кроме вечности:

А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет белая гора,
Как откровенье неземное.

Поэтика осени особенно близка Тютчеву. Он очарован ее знаками. В них он видит надежду истинного света и бесконечной жизни. «Продлись, продлись, очарованье»,— просит он. Каждое его осеннее стихотворение — это прощание, молитва.

Весна — это почти всегда языческий гимн. Поэтика весны имеет совершенно иную внутреннюю ритмику, иной звук:

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий, мир природы
Избытком жизни упоен.

Или еще:

Не все душе болезненное снится:
Пришла весна — и небо прояснится.

Никогда и нигде у Тютчева осень,так не звучит. Она имеет другую музыку. Иногда кажется, что пишет о ней другой человек. Сам поэт называет это состояние «двойным бытием». Оказывается, его душа — «жилица двух миров». Каждый мир имеет свой язык и свою грамматику образов.

Весна — это «день болезненный и страстный». Осень — «сон пророчески-неясный». Отсюда такая смена настроения, изменение тональности стихов. Поэт чутко отслеживает движения духа. Весна — время языческой страсти. Осень — время истинной любви и отдыха:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

В наше время о Тютчеве невозможно не говорить и не спорить. Он актуален теперь так же, как и век назад. Его надо изучать и, что гораздо важнее,— читать. Недаром Некрасов говорил, что небольшую книгу тютчевских стихов «каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения».

Информация 3D моделирование товаров тут.