1. Фантастические мотивы в повести Булгакова «Собачье сердце».
2. Реальная действительность в произведении.
3. Русская интеллигенция и пролетариат.
4. Мрачный юмор Булгакова.
Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» заставляет нас задуматься о грандиозном событии в России начала XX века — Великой Октябрьской революции. То, как автор описывает современную ему действительность, заслуживает пристального внимания. Повесть Булгакова — это неприкрытая сатира. Однако юмор в произведении не самоцель. Писатель не ставит перед собой задачу только лишь развлечь читателя, его авторский замысел намного глубже. Сам сюжет повести можно с полным правом назвать фантастическим. Талантливый ученый Ф. Ф. Преображенский сделал уникальную операцию, которая превратила собаку в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. За этим событием последовали очень сложные проблемы. Человек, который появился в результате эксперимента, оказался обладателем целого ряда весьма непривлекательных черт. Шариков туп, агрессивен, жесток. Его подлость и низость очевидны, ни к кому он не испытывает теплых чувств, он так же игнорирует любые правила и нормы.
Все события в повести разворачиваются на фоне глобальной социальной катаклизмы — революции. Происходит столкновение старого уклада жизни с новым. Жизнь самого ученого заставляет задуматься о том, как общество жило до революции. Сам образ жизни профессора, его привычки олицетворяют мирную и спокойную дореволюционную жизнь.
Немудрено, что профессор Преображенский не понимает и не принимает революции, ведь она ставит под угрозу весь уклад жизни, который был дорог и важен ему и многим другим людям. Образ профессора Преображенского близок самому автору. Можно с уверенностью сказать, что самому Булгакову близок его герой.
Профессор Преображенский весьма резко высказывается о пролетариате, не любит его. Русская интеллигенция, к которой принадлежит профессор, видит пролетариат опасностью, причем агрессивной и неуправляемой. Профессор Преображенский не скрывает своих убеждений, хотя это может повлечь для него серьезные проблемы. Правда, у ученого есть высокопоставленные защитники, ведь он светило с мировым именем, значит, может надеяться на сохранение своего статуса и неприкосновенности.
В повести показаны детали новой жизни. Мы видим отношение профессора ко всему, что творится вокруг. Ученый не скрывает своей неприязни: «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении, не говорю. Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор нужно запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить черед черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
Детали быта, о которых мы узнаем благодаря метким суждениям русского интеллигента, говорят о многом. Революция лишила людей минимального комфорта. На самом деле революционеры ставили перед собой высокие цели, ради чего преобразовывали мир. Но чего стоят эти цели на самом деле, если в домах стало холодно, грязно, неуютно. Разве к этому нужно было стремиться? Разве голодный человек, живущий в неотапливаемом доме, может считать себя счастливым? Над Россией проводился глобальный и страшный по своей сути эксперимент. Его можно сравнить с операцией, которую профессор провел над бездомной собакой. Булгаков не случайно так много внимания уделяет бытовым деталям. Быт начинает восприниматься более глобально, философски. Символы дореволюционной жизни противопоставляются голоду и разрухе, которая стала неизбежным спутником перемен. Разрушение, страх, смерть, голод — вот то, что стало уделом России. Революция не принесла с собой ничего другого. В прошлое ушли натопленные дома, чистые и уютные квартиры, накрытые столы, безмятежность и спокойствие. Забывается русская культура, и во многом в этом виноваты большевики. Булгаков устами своего героя высказывает отношение ко всему, что творится в России. Он воспринимал перемены в обществе как величайшую трагедию, изменившую жизнь родной страны. Блестящая сатира писателя позволяет наиболее точно и метко подметить все, что творится вокруг: «Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?», «…Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха», «… разруха не в клозетах, а в головах».
Юмор автора нам, современным читателям, кажется очень точным и метким определением всего, что творилось в те годы. Новые хозяева жизни не принесли стране ничего хорошего, напротив, смогли быстро разрушить все, что было ценного. Россия, которой «сделали операцию», предстает в повести страшной. В самом начале произведения мы смотрим на окружающий мир глазами бездомного пса. А он абсолютно честен, ведь ему нет смысла притворяться. И жестокая вьюга как нельзя лучше соответствует окружающей обстановке. Это настоящий апокалипсис, конец света. Ведь закончена мирная, нормальная жизнь. Страна стала другой и теперь уже она полностью утратила черты прежней России. Воровство стало нормой, законы направлены на соблюдение интересов Шариковых. У власти преступники.
Шариков и ему подобные стремятся «все отнять и поделить». На самом деле Булгаков ничего не преувеличивал. Он показал реальную жизнь советской России в первые годы после революции. Великое деяние — революция — по сути своей оказалось чудовищной «операцией», навсегда изменившей страну.
Сам профессор своей операцией над бездомной собакой создал ужасное чудовище, монстра, который стал опасен для общества и его творца. Большевики сделали то же самое над страной. И она стала опасной для всех, в том числе для тех, кто был сторонником революции.