А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между независимым творчеством и жизнью.
Однако, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить: создавали чудесные строки и строфы.
Источником вдохновения для Ахматовой стала родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и милее. Анна Ахматова не уехала в эмиграцию, так как твердо знала, что только в России она может жить и творить, что именно в России нужна ее поэзия.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел и поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, как, впрочем, во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с Александром Блоком. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным “мужским” героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей “женской” поэзии. Именно от образов Блока во многом идет героиня ахматовской лирики. Анна Андреевна в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Она показала в своей поэзии сложную историю женского характера современной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общественной жизни, Ахматова сумела написать такие поражающие духом обновления строки:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Ахматова была в известном смысле традиционным поэтом, она ставила себя под знамя русской классики, прежде всего Пушкина. Освоение ею пушкинского мира продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы притягивает к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была проявиться в этом чувстве. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь “пятым временем года”. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополни тельную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении — взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом, к извивам психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной (“Город сгинул”, “Новогодняя баллада”).
Обычно ее стихи — начало драмы, или только ее кульминация, или, еще чаще, финал и окончание. И здесь Ахматова опиралась на богатый опыт всей русской литературы:
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля… Стихи Ахматовой о любви необычайно выразительны:
О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, горького предчувствия звучат в стихотворениях “Клевета”, “Последняя”, “Через 23 года” и других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет для поэтессы единственным спасением, “последней свободой”. Муза не покинула ее, и она написала великий “Реквием”.
Таким образом, в творчестве Ахматовой отразилась сама жизнь, а творчество было ее жизнью.