Большой интерес в двадцатые годы XIX века вызвала немецкая романтическая идеология, в частности философия Шеллинга, согласно которой мир души (микрокосмос) соизмеряется с миром
Космоса (макрокосмос). В преодолении же этого противостояния виделась самореализация личности, совершенствование внутреннего мира человека.
Ф. И. Тютчев, бывший последователем философии любомудров, разделял и идеи немецкой натурфилософии. Поэта-философа волнуют проблемы бытия, взаимосвязи человека и мироздания, соотношение мира дольнего и мира горнего.
В центре художественного мира Тютчева — осознание человека на границе жизни и смерти. Поэт воспринимает мир, бытие как катастрофу:
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Апокалиптическое мировосприятие, предчувствие неотвратимого конца — отличительные черты мироощущения лирического героя Тютчева.
Ещё один из устойчивых мотивов лирики Ф. И. Тютчева — мотив прозрения: жизнь души человека, в принципе тождественная жизни Космоса, — постоянный поиск, и человек может приблизиться к тайне, скрытой в глубинах Космоса.
Тютчев широко использует такое изобразительно-выразитель- ное средство, как эпитет: одно меткое определение чётко обрисовывает образ, делает его осязаемым, понятным читателю. Так, в первой строфе стихотворения «Тени сизые смесились…» дана картина сумерек, наступающей ночи. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода («сизый»), когда окружающий мир растворяется в темноте.
Сравнения Тютчева также нетрадиционны. Обычное сравнение предполагает, что менее известное сопоставляется с более привычным, наглядным. У Тютчева же наоборот, его сравнение можно назвать «обратным сравнением»: «таинственно, как в первый день созданья…», «сияет Белая гора, как откровенье неземное». Цель тютчевского сравнения заключается не в прояснении образа, а в его углублении. В некоторых случаях поэт открыто не называет предмет, который сравнивает, — читатель может только догадываться: в стихотворении «Тенисизыесмесились…» душа человека словно сравнивается с сосудом («сумрак,… лейся в глубь моей души»); уничтожение — изысканное яство, которое мифический герой хочет «вкусить».
Природа воспринимается поэтом как некое живое существо. Пантеизм Тютчева роднит его лирику с натурфилософией. Согласно мысли Тютчева, миг единения с жизнью природы, растворения в ней — высшее блаженство, доступное человеку на земле. Эта идея выражена в стихотворении «Тени сизые смесились…»: слух лирического героя обострён — он «слышит» «незримый полёт мотылька», видит «зыбкий сумрак». Граница между человеком и природой словно стирается («Всё во мне, и я во всём»).
Один из наиболее часто используемых у Тютчева интонационно-синтаксических приёмов — антитеза. Она может лежать в основе произведения (как композиционный приём) — «Два голоса», «Silentium!», могут противопоставляться конкретные образы. Двоемирие — основа всей поэтической модели Тютчева. Человек, его душа — между небом и землей, «на пороге двойного бытия».
Мир поэта субъективен, романтичен, всё в нём противоречиво до предела. На контрастах, антитезах построена вся его поэтическая система, ограждающая крушение мировой гармонии. Размышления о трагической судьбе человека, скоротечности бытия находят своё отражение в стихотворении «Цицерон»:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые…
В этом произведении поднимается проблема человека и истории, человека как представителя исторических процессов. Поэт приходит к выводу, что человек ничтожен перед лицом истории, вечности, однако застать момент «роковых минут» — значит приобщиться к мирозданию, к высшим божественным промыслам.
Стихотворения Ф. И. Тютчева, малые по форме (вспомним жанр отрывка, столь распространённый в поэзии романтиков), тем не менее обладают внутренней завершённостью, композиционной цельностью. Поэт размышляет о скоротечности бытия, о целях человеческого прихода в мир, о связи времён, о мироустройстве в целом (хаос и гармония). Именно поэтому некоторые исследователи причисляют стихотворения Тютчева к произведениям так называемой медитативной лирики, отмечая при этом необычайное художественное своеобразие лирики Тютчева, которое определяется прежде всего романтическим мироощущением поэта.