Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.
У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Ломоносов писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами («Ода на взятие Хотина») или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы «Утреннее размышление о божием величестве», где автор дает научное описание физического строения солнца, и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.
По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Автор заявляет:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен,
противопоставляя певцу любви Анакреону себя как певца героев.
Ода «На день восшествия на престол императрицы Ели-саветы Петров.ны 1747 года» принадлежит к числу лучших од Ломоносова и посвящена императрице Елизавете. Автор приветствует ЕЛйзавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, за распространение наук. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами державы нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма.
И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.
Граждане России восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей родины.
Другим видным поэтом, литератором XVIII века является Г. Р. Державин. Жизненный опыт Державина был богат и разнообразен, он соприкасался с жизнью разных слоев общества: от простого народа до придворных кругов.
И этот богатый жизненный опыт широко отражен Державиным, человеком честным и прямым, в его творчестве.
В своих одах Гавриил Романович Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, в оде «Фелица» писатель смешал в одном произведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. В произведении видна личность самого автора с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, языком, которым написана эта ода, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей. В его оде стих приближается к шутливо-разговорной речи.
Главным героем его победно-патриотических од является русский солдат, русский народ. Русский народ в изображении Державина — защитник своей родины и освободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде «На переход Альпийских гор» поэт говорит:
Воюет росс за обще благо,
За свой, за ваш, за всех покой.
Державин обличал и придворно-вельможную знать, которая «несчастных голосу не внемлет». С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной. В оде «Вельможа» он пишет:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами,
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
В оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
В оде «Памятник» Державин провозглашает свое право на историческое бессмертие, указывает, что он первый в одах заговорил «забавным русским слогом» и считает своей заслугой то, что «дерзнул… истину царям с улыбкой говорить».
Гавриил Романович Державин гордо верил в свое творчество, в его бессмертие, он писал: «А я Пиит — и не умру». И его пророческим словам суждено сбыться: мы читаем произведения Державина, отыскивая в них заветные строки:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.