Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, — «Стихи о Прекрасной Даме». По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа — поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом — героиня отзывается ему.
Действие разворачивается на фоне пейзажей русской природы средней полосы.
Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое предваряется эпиграфом: «И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя». (В. Соловьев.)
В стихотворении описаны чувства лирического героя — молодого человека, романтика, который верит в существование идеального мира. Лирический герой Блока необычайно искренен. Его сердце пронизано настроением ожидания, сомнения в реальности идеала и в то же время верой в возможность полноты любви и счастья, в обновлении мира, стремлением к этому, желанием «отряхнуть» «тяжкий сон житейского сознанья». Лирический герой чувствует конфликт между ожиданием идеала и страхом его разрушить в реальном мире. Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.
В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя».
Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего «сверхреального», высшего «мира идей», мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали «острые мистические переживания», «волнение беспокойное и неопределенное». И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем «Владычицы вселенной» становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в «рай», герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, «ворожит» над ней.
Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, «я» — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая «течет в ряду иных светил».
Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой — слуга; порою — милый;
И вечно — раб.
Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
Стихотворение «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла «Стихов о прекрасной Даме» в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:
«На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с ней в лугу
Средь белых лилий ходил».
Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.
Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.