Книга о которой я хочу рассказать и поделиться своими размышлениями, — «Русский лес» Леонида Леонова.
В конце романа обозначены даты его создания: январь 1950 — декабрь 1953 года. Нет секрета в том, что не так много произведений литературы тех лет лет оставили заметный след.
Глубокое же дыхание реальной жизни во многом пришло с романом «Русский лес» Леонида Леонова. Климат этой книги оказался как нельзя кстати. С тех пор на судьбу леса мы смотрим глазами Леонова. Этот роман — тревожное письмо на множестве страниц от имени нового мира. Страницы произведения волнуют и ранят. Повесть временных лет о лесе, у которой и сейчас еще нет благополучного конца.
Создавая «Русский лес», Леонов перечитал все, что говорилось и писалось тогда в лесной науке. Через Ивана Вихрова он наделил эту науку человеческой чуткостью, поэтическим вдохновением.
Новаторство романа было настолько очевидно, что в 1957 году Л. Леонов удостаивается высокой чести — становится одним из первых лауреатов Ленинской премии.
Русская природа всегда была любимым образом нашей литературы.
Современниками Леонова были такие мастера, как Михаил Пришвин и Константин Паустовский. Для них любовь к родной природе была немыслима без любви к Родине.
Однако, я думаю, никогда еще жизнь природы не сближалась так тесно с человеческой историей, как это случилось в романе Леонова. Лес таит в себе лучшие человеческие достоинства, переливая в душу людей красоту и силу. Лес, как и человек, стремится в высоту, к небу. Конечно же, здесь образная, поэтическая символика, но есть в ней прелесть высшей природы. Это искусство.
Вот каким выглядит русский лес после только что отгремевшего жестокого боя. Но и деревья здесь выглядели, как люди. Одни лежали навзничь с вырванными корнями, другие же, еще стремились вон из западни, наклоняясь вперед расщепленными стволами, а наиболее рослые и стойкие, сами в глянцевитых обдирах и ранах, казалось, вели куда то пошатнувшихся товарищей».
Ощущение такое, что смотришь драматическую картину, посвященную солдатскому мужеству и стойкости.
На мой взгляд, дело Ивана Вихрова, а, говоря шире, философско нравственное настроение романа сегодня поднято на уровень народного сознания. Оно оформлено в законы об охране леса, рек, воздуха.
Лес — зеленый океан страны — тоже имеет свои горизонты берега.
Как говорит история устами леоновского героя, лес может разбиться на моря, малые озера и даже исчезнуть в миражах степей и пустынь или упорхнуть, как золотая рыбка, если идти к нему только с топоро.
Герой Леонова и живет для того, чтобы никогда не умолкали пенистые, веселые волны этого зеленого шума. Как истинного сына своего времени, Вихрова смущает, что он своими идеями и мечтами не поспевает за темпами жизни. В пять — четыре года брались самые крутые вершины: Магнитка, Днепрогэз…
А сосновому бору нужно сто лет, чтобы достигнуть зрелости. Занимаясь таким важным делом, как защита и восстановление лесов, он порой испытывает неловкое чувство «как если бы состоял хранителем Большой Медведицы или смотрителем черноморского пойзажа».
Пронырливой «грацианщине» не состоит большого труда времен но убедить общественность в гражданской ненадежности вихровских идей.
Привлекателен характер главного героя Ивана Вихрова.
Встретившись со своими противниками с глазу на глаз, Вихров теряется, настолько очевидным кажется ему то, что он защищает. А кто они, эти «вертодоксы», начетчики, как сказали бы мы, — Вихров не знает. Он только чувствует их нравственную неопрятность. Для него бесспорно, что человек — это то, что он любыми неудобствами, когда речь идет о самом важном в его жизни.
Вот он в трудную минуту приходит на дачу и Чередилову — тоже товарищу студенческих лет. Но Чередилов уже не тот юноша, певший «Ноченьку» так, что прохватывало душу. Это всего лишь заурядный бюрократ, пропитанный невежеством и ложью. Он даже не приглашает бывшего товарища в дом и взирает на Вихрова с дачной веранды. Слышно, что за его спиной позвякивает самодовольное, не по заслугам благополучие.
Снова Иван Вихров вроде бы как унижает себя. Он стоит, задрав голову, в предгрозовой духоте, доказывая свою правоту: «Смысл моих знаний, я полагаю, в том, чтоб содержать в порядке и сигнализировать народу о всех изменениях в его состоянии».
Но Леонов с таким мастерством выписал эту сцену, что мы видим только Вихрова, причем, во весь рост, с предельной ясностью, крупным планом, а сумеречный Чередилов выкрикивает свои угрозы, словно из потаенного гнезда.
Вихров договаривает последние слова в этом споре уже под проливным дождем и уходит как человек, достойно исполнивший свой долг.
Эдгар По писал, что нужны четыре условия счастья, как он его понимал: первое — жить на природе; второе — быть любимым; третье — отказываться от честолюбивых планов; четвертое — творить.
Думается, герой Леонова следовал этой «программе». Однако с одним пунктом на тему герою не повезло — в любви. Тут редкий случай, когда он и она без вины виноватые.
Лену, Елену Ивановну — жену Вихрова, трехлетней девочкой оставили у дверей барского дома, сообщив в записочке ее имя и возраст. Так оказывается она между двух враждующих берегов. В когда то богатом, пустующем доме терпит обиды от своих «братьев» и сварливой хозяйки, а для крестьянских девушек она барышня, чужая.
Дом живет в страхе, что надвигается революция и быть большому огню. Этот страх передается и Лене. Вот в такое время и узнает ее лесничий Иван Вихров. Инстинкт том женского сердца она угадывает, что пришел ее избавитель, и, не раздумывая, сразу же решается уйти с ним из ненавистного дома.
Но пройдет несколько лет, и снова темный облик страха настигнет Елену. Но причина в другом. Она страдает, что жизнь бежит мимо, а на любовь доброго, хорошего человека она не может ответить таким же беззаветным чувством. Однажды вместе с дочерью Полей Лена уходит из вихровского дома, чуть не сложив этим покинутого друга.
На родине, работая в деревенской больнице, Елена Ивановна обретает уверенность, людское признание. Настанет час, уйдет в партизанский отряд и в конце романа встречается с Иваном Вихровым.
Размышляя над романом, я пришла к выводу, что каждая строка романа зовет к справедливости и, как стрелка компаса, показывает, что этот честный мир — наша Родина. Надо сегодня, сейчас трудиться, чтобы не скудели ее недра, и никогда не носились черные бури над полями, и чистыми глазами смотрелись наши озера и реки в синеву неба.
«Природа и человек» — эта проблема уже нашла отражение в нашей литературе: «Белый пароход» Айтматова, «Царь рыба» Астафьева, «Прощание с Матерой» Распутина.
Открыл этот путь Леонид Леонов «Русским лесом». С годами ни одно слово «Русского леса» не увяло, не поблекло, оно заставляет размышлять и думать.