Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Природа в художественном миросозерцании Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Сочинение на тему «Природа в художественном миросозерцании Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Тема природы занимает важное место в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Это поэты, близкие друг другу в своих взглядах на природу, принципах её изображения. Рассмотрим, как представлена эта тема в творчестве обоих авторов.
Во-первых, нужно сказать о Тютчеве как о поэте-философе. Его философское миросозерцание берёт начало в античной философии и в немецкой идеалистической философии позднего Шеллинга. Главное в поэтической философии Тютчева — то, что он утверждал идею непосредственной причастности человека к мирозданию. В соответствии с традициями античной философии поэт представлял мироздание в диалектической противоположности дня и ночи, Земли и Вселенной, хаоса и космоса. Здесь характерно стихотворение «День и ночь» (1839). Тютчев противопоставляет эти два времени. Он говорит, что днём царит в мире гармония:
День — сей блистательный покров —
День, земноводных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
А ночью раскрывается бездна. Между ней и человеком нет преград, поэтому ночь наводит страх.
Поэт не просто интеллектуально осмысливает эти противоположные стихии, но он связан с ними чувством. Законы мироздания обуславливают взгляд поэта на человека. Человек подвержен влиянию тех же начал, что и природа. В стихотворении «О вещая душа моя!..»(1855) Тютчев говорит, что человек причастен и к гармонии, и к хаосу в мире. Он подчёркивает двойное бытие:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Поэт утверждает, что человек живёт на Земле, но одновременно причастен Вселенной.
В представлении Тютчевым мироздания в диалектической противоположности различных сфер жизни рождается интерес поэта к сумеркам, переходным временам года. Это видно в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» (1830).
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.
Здесь Тютчеву близок Фет, который проявляет интерес к переходным состояниям в природе. Его привлекают картины ранней весны и поздней осени. В стихотворении «Когда, смущённый, умолкаю…» (1892) Фет пишет:
Я знаю, иногда в апреле
Зима нежданно набежит
И дуновение метели
Колючим снегом закружит,
Но миг один — и солнцем вешним
Согреет юные поля,
И счастьем светлым и нездешним
Дохнёт воскресшая земля.
Рассмотрим теперь стихотворение Тютчева «О чём ты воешь, ветр ночной?..» (1836). Здесь отражена философия бытия поэта. Он утверждает мысль о соизмеримости человека и природы, их равноправия и даже родственности. Тютчев показывает существование «ночной» души:
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Человеческая душа соотносится в стихотворении с ночным временем в природе. Ночь позволяет сильнее ощутить хаос в душе. Для его характеристики поэт использует слово «родимый». Хаос представляется вечной основой бытия. Через него мир «ночной» души связан с вечностью:
Из смертной рвётся он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
В стихотворении Тютчев использует двойные эпитеты: «то глухо жалобный, то шумно…», «про дневный хаос, про родимый». Также характерно одухотворение природы:
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём ты сетуешь безумно?..
Вообще, по своему миросозерцанию Тютчев был пантеистом, то есть для его поэзии характерен взгляд на природу как на живое существо. Здесь можно отметить стихотворение «Полдень» (1829), где показана именно жизнь природы. Поэт использует такие олицетворения, как «дышит полдень», «природу — дремота жаркая объемлет».
В олицетворении природы Тютчеву подобен Фет. С одной стороны, у него внешний мир окрашен настроением лирического героя, но с другой — на него влияет состояние природы. В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843)природа выступает как живое существо. Лирический герой рассказывает:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся…
Этот же мотив звучит и в стихотворении «Ещё майская ночь» (1857). Вообще, нужно сказать, что поздний Фет сближается с ранним Тютчевым и природа в его лирике получает философское осмысление. В этот период у Фета появляются такие идеи, как стихийная «ограниченность» мудрости природы, бессознательная сила, «бездумное» и свободное искусство. В связи с этим отметим стихотворения «Я рад, когда с земного лона…» (1879) и «Когда вослед весенних бурь…» (1865). Здесь природа— всемогущая и бессознательная сила, перед которой человек ничтожен. В « Осени » (1883) мы видим авторское философское осмысление природы, родственное Тютчеву. Фет пишет:
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Отметим, что философское осмысление Фетом природы во многом наследует тютчевские традиции. Например, в стихотворении «Устало все кругом…» (1889) поэт говорит о приобщении к незримому хаосу. Он восклицает: «О ночь осенняя, как всемогуща ты // Отказом от борьбы и смертною истомой!»
В стихотворении «Ласточки» (1884) отражено стремление человека проникнуть в таинственные сферы бытия. Мотивы слияния с неподвластной человеку сферой жизни звучит у Фета и в других его произведениях, например «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887). Здесь поэт подчеркивает невозможность словом выразить то, что можно понять только через чувство:
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Учиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет…
Это очень созвучно тому, что мы видим в стихотворении Тютчева «Silentium» (1830), в котором автор утверждает мысль о том, что только чувством можно понять другого человека, а что « мысль изреченная есть ложь». Тютчев соотносит личность с мирозданием и говорит о её одиночестве. В стихотворении заложено противоречие: с одной стороны, поэт призывает человека к молчанию, с другой — он испытывает потребность высказаться, хотя и сознаёт невозможность быть правильно понятым.
Как сразу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живешь?..
Характерно, что мир души поэт сравнивает со звёздами в ночи, он связан с ночной сферой бытия. Тютчев утверждает идею о том, что мир невозможно понять мыслью. В этом как Тютчев, так и Фет следует традиции Жуковского, который в стихотворении «Невыразимое» (1819) говорит:
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Но в осмыслении природы оба поэта были не только философами, но и лириками. Многие произведения Тютчева свидетельствуют о нём как о мастере пейзажной лирики. Рассмотрим стихотворение «Весенние воды» (1830). Здесь поэт использует повторы, которые подчеркивают движение в природе.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и плещут и гласят…
Они гласят во все концы:
(«Весна идёт, весна идёт!..»)
В стихотворении «Осенний вечер» (1830) Тютчев использует эмоциональные эпитеты («томный шелест», «тихая лазурь», «грустно-сиротеющая земля», «кроткая улыбка»), двойные эпитеты («томный, лёгкий шелест», «туманная и тихая лазурь»). Здесь описывается переходное состояние природы. Важно заметить, что в стихотворении звучит пушкинский мотив:
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Отметим, что большое значение для автора имеет зрительное восприятие.
В лирике Фета как поэта-пейзажиста отражены его любовь к природе, умение видеть и чувствовать её красоту. Вообще сфера красоты для Фета была единственной таинственной и радостной гранью бытия. Для понимания контраста между мрачной, неустроенной жизнью Фета-человека, его пессимистическим мировоззрением и оптимистичностью Фета-поэта важно рассмотреть стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» (1862). Здесь он говорит о своём отношении к искусству. Поэту было свойственно представление о поэзии как «бесполезной» подлинно творческой деятельности, поэтому главной темой ранних стихотворений Фета является красота природы. Образы природы часто не детализированы, а обобщены. Например, в стихотворении « Чудная картина» (1841) только одна деталь (сани) напоминает, что это картина природы. В 1850-е годы в пейзажах Фета появляется определённость, проявляются тютчевские традиции, особенно ярко это видно в стихотворении «Как здесь свежо под липою густою…» (1854). Наблюдаем мы в поэзии Фета, не только тютчевские традиции. Так, в стихотворении «Ещё весны душистой нега…» (1854) представлена картина природы средней полосы России, причём поэт рисует детальный, предметный пейзаж, также появляется образ крестьянской девушки. Во всём этом чувствуется влияние некрасовской лирики.
У Тютчева тоже есть стихотворения, которые напоминают пейзажи Некрасова. Во многих его стихотворениях природа представлялась в грандиозных философских измерениях, но, например, в произведении «Есть в осени первоначальной…» (1857) больше видна «поэзия действительности». Тютчев показал очень точную зарисовку осени, пейзаж крестьянской России:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Для Фета характерен импрессионизм восприятия окружающей действительности. Поэт был очень тонок в изображении природы, он умел уловить аромат, «поймать мгновение». Это видно в стихотворениях «Цветы» (1857), «По ветви нижние леса…» (1859). Фет писал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Например, в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…»(1854)описано впечатление от неба, отражающегося в озере, а не сам небосвод.
Фет придаёт словам смутное, ассоциативное значение. На первый план выдвигается не прямое значение слова, а его эмоциональный ореол. Поэзия Фета иррациональна, поэтому постоянными её темами являются грёзы, сны, мечты. В стихотворении «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» (1859) речь идет о душе поэта, о его тонких переживаниях:
Я и думать забыл про холодную ночь,
До костей и до сердца прогрело;
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.
Но не только иррациональность и импрессионистичность присутствуют в поэзии Фета — исследователи отмечают её музыкальность. Сам поэт писал: « Меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки».
Таким образом, рассмотрев тему природы в художественном миросозерцании Тютчева и Фета, можно сказать, что во взглядах поэтов на неё много общего. Они выступают поэтами-философами, представляя природу как живое существо, утверждают мысль о невозможности словами выразить то, что можно понять только через чувство. С другой стороны, поэты создали шедевры пейзажной лирики.
Но важна и самобытность каждого из авторов. А. Григорьев писал о Фете: «Никому не удаётся подмечать так хорошо задатки зарождающихся чувств, тревоги получувств и, наконец, подымающиеся подчас в душе человека отпрыски прошедших чувств и старых впечатлений».