Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Проблемы экологии и нравственности в произведениях В. Распутина

Сочинение на тему «Проблемы экологии и нравственности в произведениях В. Распутина»

Счастье — это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.

Л. Н. Толстой

Одна из самых важных проблем в наши дни — экологическая. В результате интенсивного использования ресурсов, небережливого обращения с землей разрушается все живое на нашей планете.

Одновременно расшатываются, рушатся нравственные устои, теряются корни, забываются родители, перестает волновать чужая беда. Не до них. Лишь бы самим прожить.

Память людей прежде всего связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, юность, где они научились понимать жизнь. Но сейчас очень редко встретишь человека, который с раннего детства до поздней старости живет на одном месте. В наше время появляется много новых городов, но много и разрушают. Эта смена места жительства, отсутствие родины приводят к ощущению зыбкости настоящего, а вместе с ним и будущего. Меняются и характер человека, его привычки, наклонности. Если у него нет своего дома, места, которое он должен любить, нет родины, то нет у него и настоящих корней в жизни.

Распутин много внимания уделяет экологическим и нравственным проблемам. Он не может остаться равнодушным к таким явлениям, как загрязнение рек, озер, вырубка лесов, создание большого количества вредных промышленных предприятий. В частности, его волнует строительство ГЭС на сибирских реках. Об этом писатель говорит в повести «Прощание с Матерой».

Здесь на примере одной деревни, которая после ввода в действие ГЭС должна уйти под воду, автор показывает весь вред создания таких ГЭС: затапливаются плодороднейшие земли, на которых веками сеяли и собирали хлеб, луга, пастбища, леса. Все это изменяет внешний облик нашей планеты и изменяет не в лучшую сторону. Никогда больше не увидят жители Матеры «раздолья и богатства, и красоты, и дикости» своего острова. Уйдет все под воду, и даже нельзя будет найти, где стояла их деревня.

А ведь это была плодородная земля, где каждый год собирали столько зерна, что хватало и самим, и соседям. Здесь были и прекрасные пастбища. Все, все это уйдет под воду, а через несколько лет об этом и не вспомнят. Жители целой деревни, родившиеся в Матере, выросшие и состарившиеся, вынуждены уехать в совершенно чужое место, где нет друзей, знакомых, родственников, а ведь в старости так тяжело менять место жительства. И все это только из-за какой-то плотины, которая никогда не возместит ущерба, уже причиненного земле.

Молодежи легче. Она спокойно уезжает в город, в совхоз, чтобы там продолжить свою жизнь, не понимая, что, теряя Матеру, вместе с ней теряет частичку себя; безвозвратно уходит что-то чистое, светлое из души. Так, например, Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить за нее деньги и уехать в город. Он не испытывает чувства жалости, привязанности к родному дому. Только потом, в конце жизни, такие, как Петруха, поймут, чем на самом деле была для них Матера.

Старики боятся перемен, «не зная, что ждет впереди. На Матере им все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто…».

Дарья боится уехать в совхоз даже к своему родному сыну. Ее пугает новая жизнь. Каждый раз, когда Павел приезжает в гости, мать выспрашивает у него о жизни на новом месте. Она не может представить себе баню на несколько человек, воду в подполе. Дарья не знает, что будет делать в совхозе среди чужих людей, и поэтому с радостью проводит последние дни на острове в кругу своих соседок.

Все разговоры жителей Матеры сводятся к одному: переезд из деревни неизбежен. Почему же все это происходит? Развитие цивилизации, ускорение технического прогресса требуют этого? Может, это происходит из-за того, что человек потерял ценные качества, например совесть? Так, Дарья говорит об этом: «Раньше ее видать было, то ли есть она, то ли нету. Кто с ей — совестливый, кто без ее -бессовестный. Теперь холера разберет, все сошлось в одну кучу — что то, что другое».

Да, слишком мало стало совестливых людей, понявших бы жителей деревни, их тоску по Матере, которая не умрет вместе с ними, а будет- передаваться из поколения в поколение.

Распутин в своей повести «Прощание с Матерой» поднимает важнейшие проблемы нашего времени: проблемы человеческой жестокости к окружающим, к природе и даже к себе, бездушия, равнодушия и в то же время бесконечной спешки, боязни куда-то не успеть, что-то не сделать.

Распутин приходит к выводу, что основы человечности рушатся еще и потому, что человек, плоть от плоти природы, перестает ощущать себя неотъемлемой ее частью. Он равнодушен к матери-Земле. И очень часто становится ей врагом. Обо всем этом рассказывает повесть «Пожар». Распутин рисует как раз тот поселок, куда переехали люди из затопленных деревень, люди, оторвавшиеся от своих корней, лишенные связи с землей. Автор описывает чрезвычайное событие в поселке Сосновка — пожар на складе. Параллельно с этим он повествует и о жизни в Сосновке.

Это был поселок «бивуачного типа», люди там «остановились переждать непогоду, отдохнуть, да так и застряли». Но народ все время находился в ожидании, что вот-вот надо будет уезжать, и не обустраивался. Между тем шли годы, а поселок плавал в грязи летом из-за отсутствия тротуаров, стоял голо, неуютно: почти никто не посадил деревце или кустик около дома.

Поселок образовался из жителей нескольких затопленных деревень. Люди работали на лесоповале. Привыкнув разрушать природу, уничтожать ее, они перестали заботиться о своей совести, махнули на все рукой. Главный герой этого произведения — Иван Петрович — честный, работящий, неглупый человек. Он трудится сначала в Его-ровке, потом, после затопления, не уезжает в город, к детям, а живет в поселке Сосновка, отдавая все свое время работе. Казалось бы, он нормальный гражданин, с таких пример надо брать. Но этот же человек не выступает против подлости, воровства, царивших в поселке. Только иногда он вставал на собраниях и, «западая голосом, страшно нервничая и ненавидя себя, начинал говорить», считая, что все это напрасно. Хотя говорить надо было каждый день и не бояться, если хочешь изменить что-то в обществе. Именно из-за таких молчаливых людей, у которых спокойное благородство незаметно переходило в подлость, лживость, обман самого себя, на свете и совершались великие подлости, ужасные предательства, гибли невинные люди.

А Иван Петрович пытался убедить себя, что «молчание -это тоже метод действия и убеждения». Он свыкся с окружающей жизнью, пытался заставить себя не выступать против руководства. Иван Петрович — смертельно уставший от жизни человек. Он хочет найти какое-то тихое, укромное местечко и там отдохнуть, не видеть этого кошмара, царившего вокруг. В Сосновке «правили» архаровцы, и никто не перечил им, хотя все вместе жители поселка могли бы им противостоять. Сами люди изменились с тех пор, как пришлось переселиться из зоны затопления. В них что-то сломалось. Эти люди и не собираются как-то обосновываться на новом месте, обустроить его. Они лишь приехали сюда зарабатывать деньги. Их не интересует, что будет после того, как они уедут. Архаровцы в повести — явление символическое. Именно такие, как они, на протяжении 70 лет уничтожали материальные и духовные ценности народа, терявшего представления о добре и зле, о справедливости и беззаконии. Труд для архаровцев — только средство наживы для веселой, легкой жизни. Поэтому они готовы на все, лишь бы побольше заработать.

Эти люди берут у природы все, что можно, безжалостно уничтожая ее. Они похожи на первобытных дикарей, которые не отдают природе ничего взамен, а только забирают, но ведь у них не было выбора: «А мы еще считаем века, которые миновали от первобытности, века-то миновали, а в душе она совсем рядом». Но первобытный человек уважал природу, а в наше время уже этого чувства не осталось.

Жизнь, которую ведут люди в Сосновке, калечит их нравственно. Распутин пишет, что раньше большинство стремились к добру, а теперь все как бы развернулось и пошло назад, к злу.

В повести хорошо прослеживаются два взаимосвязанных процесса: уничтожение природы и разложение личности. Но, может быть, это обратимые процессы, и если мы восстановим природу, то, возможно, восстановится нравственность. От этого зависит и жизнь человечества вообще. Только вот разрушать гораздо легче, чем восстанавливать.

Писатель верит в народ и надеется на то, что еще не все потеряно: не полностью разложились души людей, и земля не погибла, не перестала родить. «Разогреется солнышко -и опять… вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету и представит для уговорных трудов». Земля пока прощает человека. Но все-таки нужно поторопиться исправиться, не испытывать ее терпения.

В конце повести мы видим символическую картину: «…Идет по весенней земле маленький, заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда». Человек, потерявший свою родину, свой дом, не сможет долго жить. Земля кормит нас, одевает, спасает от холода, дарит радость. Ее силу, поддержку чувствует каждый. Она сама — уникальное явление во Вселенной, чудо. «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?» Она терпит, покуда можно терпеть. Но так не будет продолжаться всегда. Когда-нибудь она стряхнет с себя человечество. Ни в коем случае нельзя допустить этого.

Распутин призывает одуматься, осмотреться кругом, решить, что важнее: личное обогащение, бездумная жизнь или здоровье и процветание планеты. А решив, начинать действовать разумно, потому что дальше так жить нельзя.

Издеваются люди над природой, как хотят. Терпение у нее, конечно, ангельское, но не бесконечное. И страшно станет на Земле, где

… ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с земли человеческий род.

До чего же докатились «дети природы»! Родная мать уже готова отказаться от них. Но, стремясь ко злу, человек так просто не уйдет: он потянет за собой все живое. Так уж он устроен. Не лучше ли в таком случае собрать все силы и направить их на борьбу со смертью. И, если мы — единственные разумные существа во Вселенной, наш прямой долг — не позволить себе умереть.