Война и мир… Всего два слова, а какой огромный смысл заключен в них. Мы не ценим в полной мере мир, пока его не нарушает война. Но в последнее время мы почти не можем выделить, где проходит граница между миром и войной. Поэтому я снова и снова перечитываю книги о той войне, самой страшной из прошедших.
Каждую минуту на земле происходят важные события: какой-то малыш впервые улыбается матери, кто-то объясняется в любви или мирится после долгой ссоры. Но в эту же минуту кто-то смотрит на свой горящий от взрыва дом или теряет родных. Неискушенному ребенку трудно понять, за что люди убивают друг друга. Но еще сложнее представить, как меняет человека война.
Мне кажется, самое главное на войне — сохранить в себе милосердие, даже к врагу. Не всем это удается. В повести В. Кондратьева «Сашка» герой — молодой солдат, прошедший уже «огонь, воду и медные трубы». Он взял в плен немца, и вот ему предстоит расстрелять пленного. Любой поймет, что на войне иначе нельзя — это враг. Но Сашка не мог стрелять в безоружного, которому он к тому же обещал жизнь. Он проходит испытание властью: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен». Он не ожесточился внутренне, и это позволяет ему оставаться человеком.
В повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» речь идет о братьях-сиротах, чей детдом во время войны отправляют на Кавказ. А там своя трагедия — репрессируют целый народ. Итог этой безумной и жестокой затеи трагичен: детдом разгромлен, Сашка убит, Кольке лишь благодаря помощи чеченского мальчика-сироты Архулуза удается спастись. Именем детства в повести вершится нравственный суд над миром взрослых. И нет прощения тем, кто предал, струсил, унизил…
На произвол сталинской карательной машины горцы отвечают резней, направленной против русских, льется кровь, гибнут невинные люди. Дети порою удерживают взрослых от кровопролития. И, конечно же, не враждуют между собой — в них сохранилось то лучшее, доброе, что утратили взрослые в жестоком азарте борьбы. Колька и Архулуз находят спасение друг в друге, во взаимной привязанности. Их находят обнявшимися, в крайней степени дистрофии и психического истощения. В этом эпизоде заключается глубокий гуманистический смысл: детство органически отторгает всякое насилие и вражду. «Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живы?» — думает Колька. Ведь на жестокость тебе ответят жестокостью, и всйне не будет конца.
А Мария из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» своей добротой обогревает не только людей, но и как бы всю природу, покалеченную войной. Она тоже знает о жестоком законе времени: убивай или убьют тебя, — но когда судьба сводит ее с тяжелораненым фашистским солдатом, она не может побороть свой внутренний голос женщины и матери. Мария, у которой убили мужа и маленького сына, которая видела гибель своей деревни, теперь не может видеть врага в молоденьком мальчике, нуждающемся в ее помощи. Без таких людей, как Мария, не может держаться мир. В человеке тяга к жизни должна быть сильнее желания мести и убийства.
И когда человек убивает человека во имя идеи, из-за разногласий в религии, другого языка или из-за старой обиды — этим он лишает себя частицы жизни. Трагедии войны отражаются не только в разрушенных гсродах и прерванных жизнях, но и в надломленных душах людей. Будем надеяться, что у человечества хватит мудрости решать свои проблемы мирным путем.