«Очарованный странник», написанный в 1873 году, вошёл в цикл рассказов о праведниках. В центре этого произведения — проблема русского национального характера, которую Лесков осветил в связи с образом главного героя, Ивана Северьяныча Фля- гина. Важно отметить, что этот персонаж находится в центре всей системы образов. Его нельзя назвать типичным представителем народа — это яркая, исключительная личность. Немаловажны социальные характеристики персонажа. «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии… Мой родитель был кучер Северьян…» — рассказывает герой. Таким образом, мы видим, что для Лескова главное — духовная сущность человека. В этом автор сродни Достоевскому и явно противоположен писателям «натуральной школы». Достоевский в большинстве своих произведений рассматривал человеческую жизнь, не обращая внимания на социальные характеристики. Так, например, в романе «Преступление и наказание» одной из основных является проблема нравственного возрождения героя через страдания. Писатели же «натуральной школы» главным предметом изображения считали социальную сферу жизни.
Таким образом, в произведении «Очарованный странник» внимание автора концентрируется на духовной эволюции героя, а материальная сторона жизни им игнорируется.
Наиболее важные черты русского национального характера воплощены в образе Флягина.
Впервые в повести герой предстаёт в облике богатыря-черноризца. В нём воплощен богатырский дух русского народа. Лесков подчеркивает в герое физическую силу, сравнивая Ивана Северьяныча с Ильей Муромцем: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. Толстого». Это сближает произвведение Лескова с русским эпосом. Но это богатырь не только по стати, но и по натуре. Он наполнен неуёмной жизненной силой.
Рассмотрим некоторые эпизоды из жизни Флягина.
Вспомним, драку с « форменным офицером ». Иван Северьяныч рассказывает: «… Я его так слегка пихнул, он и готов: полетел и порты вверх задрал, а сабля на сторону отогнулося». То есть мы видим, что главному герою не стоило большого труда победить своего противника.
В другой момент жизни Флягин сечётся с татарами и побеждает, хотя и «не без труда, но пересилил его».
В этих эпизодах отразилось языческое представление народа о богатырстве и физической мощи. Но герой проявляет не только силу, но и храбрость. Эта сторона характера Флягина проявляется в эпизоде усмирения коня.
Русскому человеку не свойственны такие черты характера, как аккуратность, умеренность, рассудительность; в нём чувствуется разгул и чрезмерность во всех увлечениях. Здесь Лесков явно продолжает гоголевские традиции. В авторском отступлении о Руси в поэме «Мёртвые души» Гоголь рассказывает о русской песне, в которой выразились русские характеры, о беспредельной мысли, которая присуща русскому человеку, о богатырском характере русского народа.
Азарт и удивительную энергичность герой проявляет в кульминационный момент своей жизни. Когда минуты напряжения проходят, он вновь становится ленивым, даже медлительным. Это тоже черта русского национального характера. Здесь Лесков близок Тургеневу, который выделяет эту черту в рассказе «Певцы» из «Записокохотника». Пение —уникальный эпизод в жизни народа. Тургенев подчёркивает контраст между духовной мощью народа и его повседневной жизнью, которая сера и печальна. И в «Очарованном страннике » герой пробуждается именно в кульминационные моменты жизни, показывая глубину и уникальность русской души.
Лесков показал ещё одну черту русского национального характера — чувство собственного достоинства, присущее не только дворянам и помещикам, но и простому мужику. И именно народной мужицкой гордостью обладает Флягин. Это заметно в авторской характеристике. «Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности», — пишет Лесков. Он стремился доказать, что чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах свойственны и простому русскому мужику. Лесков отмечает неприязнь героя к князьям и дворянам. Иван Северьяныч говорит: «Наши князья… слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная».
Важной особенностью русского человека, по мнению Лескова, является иррациональность мышления. Он никогда не поступает по логике, существенную роль в его поступках играет стихийно- эмоциональное начало. Иван Северьяныч берёт не умом, не хитростью, а природным чутьём. Он не может объяснить англичанину, что именно ему помогло усмирить лошадь. «Какой же секрет? Это глупость», — говорит он. Автор показывает, что в поступках людей отсутствует логика; он выступает как противник всяких теорий, подчиняющих себе жизнь человека.
С идеей чуждости русскому человеку стихии рассудочности связано фаталистичное осмысление героем своей судьбы. Русский человек, веря в провидение, строил свою жизнь по Божьему промыслу, а не по теории. Здесь имеет значение пророчество монаха, которое повлияло на судьбу героя: «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель».
Важно отметить, что Иван Северьяныч не был праведником, целиком полагающимся на Божью волю, — он прежде всего надеялся на свой здравый смысл. Все его поступки обусловлены разумным взглядом на действительность. Его уход в монастырь объясняется лишь тем, что ему больше некуда было идти.
В этом произведении автор показал близость русского человека к природе, которая, прежде всего, проявляется у героя в страсти к коням. «И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию», — рассказывает Иван Северьяныч. Заметим, что образ «белой кобылки» напоминает образ птицы-тройки из «Мёртвых душ» Гоголя.
Другая черта русского национального характера, отмеченная Лесковым, — артистизм и художественная чуткость человека.
Любовь Флягина к Груше, поклонение перед ней — лучшее тому доказательство.
Ещё одно свойство русского человека, отмеченное ещё Гоголем, — духовная чуткость. Иван Северьяныч, испытывая чувство сострадания к блаженному, подменяет сына стариков-родителей и идёт под чужим именем на войну. В другой раз он вступается за молодую артистку, которую «допекал» коллежский секретарь.
Но в русском человеке, по мысли Лескова, есть и жестокое начало. Эта черта характера показан в эпизоде с кошкой, когда Флягин высек животное почти до смерти, а потом отрубил хвост. Несмотря на такую жестокость, мы видим, что Флягин — человек глубоко верующий. Именно в христианстве, в своей вере он находит силы, чтобы пережить все выпавшие на его долю страдания.
И в то же время герою постоянно сопутствует бесовское искушение. Характерным примером этого является попытка самоубийства. Однако русский человек отмечен не только великим грехом, но великим покаянием. Сама исповедь героя — это суровый суд над былой жизнью, это самоочищение, облегчение души. Но стремление к покаянию сочетается с тем, что в монастыре он сохранил бунтарский дух: недаром его отослали на богомолье в Соловки. Именно в осознании героем собственного несовершенства заключён залог возможно и духовной его эволюции. Из вольного сына природы Иван Северьяныч превращается в значительную личность, имеющую глубинную связь с родиной и народом. За физической силой таится его стремление к богатырскому, патриотическому подвигу. Истинная любовь к русской земле пробуждается в его душе именно в плену, в татарском стане. В осмыслении патриотизма героя имеют значение и житейские традиции.
Итак, в произведении «Очарованный странник» Лесков раскрыл многие стороны русского национального характера. Он отметил богатырский дух русского народа, соединённый с чувством собственного достоинства, подчёркивает, что в сознании русского человека огромную роль играет вера в судьбу, связанная с иррациональностью его мышления. Но самая важная черта русского народа — вера в Бога.