Вы находитесь: Главная страница> Астафьев Виктор> Проблема взаимоотношения человека и природы в русской литературе XX века (На примере рассказа В. П. Астафьева «Летит черное перо» из повествования «Царь-рыба»)

Сочинение на тему «Проблема взаимоотношения человека и природы в русской литературе XX века (На примере рассказа В. П. Астафьева «Летит черное перо» из повествования «Царь-рыба»)»

1. Человек «резвится” на природе.

2. Страдания живых представителей природы от дел рук человеческих.

3. Постепенное озверение человека.

Осень — бедствие боровой птице, особенно глухарю. От людей бедствие, от самых разумных существ, как их назвал радиотранзистор.

В. П. Астафьев

В «Царь-рыбе» В. П. Астафьева особенно остро ставится вопрос жестокого и неблагодарного отношения человека к природе. Причем в рассказе говорится о разбоях, как местных, енисейских браконьеров, так и приезжих «туристов-транзис-торщиков». Все хотят выловить как можно больше рыбы, особенно ценной стерляди, и как следует насладиться близлежащей природой. Но при этом приезжих людей редко заботили сохранность и благополучие природы, которую они использовали, как хотели. Поэтому чаще всего такие выездки заканчивались для самой окружающей среды плачевно: «На “просторах” они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». И все это проходило безнаказанно для тех, кто это совершал. Местные браконьеры были недовольны тем, что «к ним в карман залезли» — в их родной реке ловят их же рыбу. А приезжие туристы рассуждали совсем иначе: «Принялись отпускники чебаков и другую черную рыбешку вялить на солнце. Полный рюкзак набили. С пивцом ее зимой да за дружеской беседой — ах, господи ты, боже мой! Вот еще стерлядочки дождутся, центнерок-другой возьмут — больше не надо, не хапуги, половину реализуют, половину по-братски меж собой разбросают, покоптят, ящичек железный, коптильный, так и быть, подарят этим дремучим людям». Жажда наживы — для отдыхающих и чушанских рыбаков заслонила собой проблему сохранности самой природы.

А ведь живая природа терпит бедствия и несет непоправимый урон из-за неумеренных потребностей человека и его жестокого обращения с обитателями рек, лесов, озер. Особенно жесток человек к птицам. Браконьеры из енисейского поселка Чуш вообще не понимают: зачем смотреть на птиц, любоваться ими? Для них пернатые — это пища. Поэтому все рассуждения повествователя насчет происшествия в Московском зоопарке вызывают лишь смех у сибирских рыбаков и охотников. Перспектива того, что их дети увидят «голую землю» не пугает «отважных» и невозмутимых браконьеров. Между тем Астафьев обвиняет человека вообще в его хищническом отношении к живой природе: «Кто, как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в чужом дворе? На севере люди не готовы повсеместно к бережливому промыслу. Да мы сами-то готовы ли? Пощупайте себя за голову — на ней шапка из ондатры, или из соболя, или из белки; гляньте на вешалку — там шубка из выдры, пальто с норковым, куньим или хорьковым воротником, муфточка и шапочка снежной белизны из натеребленного лебяжьего пуха. А всегда ли это добыто трудовыми, промысловыми, не рваческими руками?» Трудно дать ответ на этот вопрос, потому что человек, покупая одежду из натурального меха, редко задумывается над тем, каких мучений это все стоило бедному зверьку или птице. Осенью особенно страшно живется глухарям — на них направляют ружья охотники-любители со всех уголков нашей необъятной родины. Автор рассказа даже говорит о том, что этих птиц уже практически не осталось в центральной России. А браконьеров это, к сожалению, не беспокоит, для них главное — сдать побольше тушек глухарей в местную заготовительную контору и хорошенько заработать на этом. Еще одна волнующая проблема как для самих охотников, так и для природы, — плохие ружейные патроны. Из-за них смертельно раненной, но недобитой птице приходится мучительно погибать в лесу. Но самое обидное и бестолковое в данном деле то, что товар испортился из-за неимения холодильников, всю побитую птицу пришлось выбросить. В результате оказалось, что птичьи жизни были загублены зря! Но хищниками выступают не только простые рядовые граждане, а и некоторые представители власти. Так обский электрик обнаружил на чердаке дома у работника местного правосудия более сотни лебединых тушек. Значит, не зря повествователь укоряет таких охотников и говорит о том, что «пакость и забава может перерасти в немилосердное избиение природы». Так, человек, посчитавший, что он имеет право распоряжаться природой так, как ему заблагорассудится, становится главным ее карателем и врагом. К сожалению, многие не понимают, что природные ресурсы исчерпаемы, и к окружающей среде нужно относиться бережно и внимательно.

Бичуя птицу и рыбу, человек незаметно ожесточается, озлобляется по отношению к другим людям, теряет свой цивилизованный человеческий облик. Таким образом, происходит постепенная деградация человеческой личности. Ведь не зря рыбинспектор давал отдыхающим вольным рыбакам наказ: «…Чтоб помнили: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!.. Че-ло-ве-ком!» Говорил он это не только для того, чтобы наказать нерадивых браконьеров и продемонстрировать свою власть, но и для того, чтобы эти люди понимали, что делают, и задумывались над своими поступками. Но мудрые слова рыбного инспектора прошли впустую, оголтелые «туристы» напились до того, что начали ссориться и подрались. А потом со зла и выбросили своего шефа с дебаркадера в реку. Но ему повезло — местный чушанский парень спас его от верной смерти. А сколько раз сами чушанские рыболовы замечали, что в промысловую пору из-за любой мелочи они готовы направить ружье на человека! Человек так привыкает к кровопролитию, что постепенно и незаметно стираются границы между убийством зверя или птицы и другого человека. Это опасно и ужасно, потому что «не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря». Браконьер теряет свой человеческий облик, превращается в жестокого зверя, которому любое преступление — по отношению к природе или к человеку — становится по плечу. И этого надо опасаться и не допускать. Ведь человек тоже часть природы. Только он возомнил себя ее царем природы и позволил себе безнаказанно и вольно убивать зверей, птиц и рыбу для собственного блага, а иногда и просто так, в качестве спорт. Вот от этого и предостерегает читателей Астафьев. Он многократно напоминает человеку о том, что Природа — наш дом родной, но это совсем не значит, что человек имеет право устраивать в нем побоища: убивать тех, кто слабее его. Относясь к Природе с должным почтением, человек должен оставаться человеком.