Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Проблематика и герои романа «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему «Проблематика и герои романа «Мастер и Маргарита»»

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поражает своим
многообразием. В единое целое здесь слились разные временные
пласты, исторические и вымышленные герои, религия и мистика,
сатира и любовная история. В то время, когда в официальной советской
литературе 30-х годов господствовали герои-революционеры,
строители коммунизма и сама мысль о Боге и дьяволе казалась крамольной,
Булгаков мужественно создает произведение в духе гетевс-
кого «Фауста», надеясь, что потомкам удастся прочитать и понять его.
Через двадцать семь лет после смерти писателя роман увидел свет
и мгновенно завоевал любовь читателей. Попытаемся разобраться
в основных проблемах и образах этого произведения.
Стержнем романа, на который нанизываются пестрые события
булгаковской современности, является история Понтия Пилата,
отправившего на казнь Иешуа Га-Ноцри. Нетрудно догадаться,
что Булгаков предложил свою версию евангельских событий. Его
Иисус-Иешуа не похож на библейского Сына Божия: писатель рисует
его одиноким бродягой жалкого вида, у которого вместо двенадцати
апостолов один «непрошеный» ученик Левий Матвей, коверкающий
в своих записях слова Иешуа. Нигде Га-Ноцри не заявляет, что он
Сын Божий, и вся «религия» его заключается в странном для Пилата
утверждении, что «все люди добрые». Но твердость, с которой Иешуа
отстаивает свои взгляды, оказывается сильнее могучей воли Пилата
и самой смерти. Прокуратор пытается спасти арестованного, потому
что видит в нем чудесного доктора — единственного, кто смог избавить
его от неизлечимой головной боли. Однако обвинение гласит,
что арестованный утверждал: «…всякая власть является насилием
над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей,
ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины
и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Пилат откровенно намекает арестанту, что достаточно отказаться от
этих слов, чтобы обрести свободу и покровительство всемогущего
Прокуратора, но наталкивается на упорство веры, которое тверже
алмаза. «Правду говорить легко и приятно», — заявляет Иешуа. Он
просто не способен лгать, даже ради спасения жизни. Этого Пилат
понять не может. Опасаясь доноса кесарю о том, что он отпустил
государственного преступника, Пилат обрекает Иешуа на мучительную
казнь. Но оказывается, что мучиться придется гораздо больше
самому Пилату. За трусость, главнейший человеческий порок, Прокуратор
будет наказан столетиями одиночества на каком-то потустороннем
плато, пока тот, кого он осудил без вины, не простит и не
отпустит его на свободу. Именно проблема свободы представляется
главной в романе. Внешне свободен Пилат: все подвластно ему,
но внутренне Иешуа гораздо свободнее: страх смерти не заставит
Га-Ноцри отступиться от убеждений.
Веселые московские главы романа строятся на этом же конфликте
свободы и несвободы. Булгаков вводит в роман фантастику и мистику:
в современной ему Москве появляется дьявол, чтобы справить
бал полнолуния и посмотреть москвичей. Князь Тьмы у Булгакова
изображен необычно: он не творит зла ради самого зла, а, скорее,
вершит справедливость. Воланд Булгакова словно «карательный
орган» высших сил. Он не трогает невиновных, а каждому воздает
«по делам его». К сожалению, немногие в Москве оказываются
достойными людьми. Большинство погрязло в пороках и само напрашивается
на наказание. Современное Булгакову общество отравлено
ядом Иуды: при первом же сомнении в правильности поведения
соседа, знакомого москвичи бегут с доносом в НКВД или милицию.
Бежит, чтобы попасть под трамвай, Берлиоз, бежит Иванушка
Бездомный, чтобы впоследствии лично узнать у психиатра о шизофрении,
бегут Тимофей Квасцов, сам оказавшийся арестованным,
и Варенуха, превращенный за непослушание в «вампира-наводчика».
По мнению Воланда, «квартирный вопрос» сильно испортил
москвичей. Дядя Берлиоза мигом приезжает в Москву, чтобы попытаться
заполучить комнату покойного племянника, Алоизий Могарыч доносит
на Мастера, чтобы поселиться в его квартире на Арбате. Булгаков
в своей фантазии безжалостно расправляется с этим «квартирным
вопросом»: дьявольское пламя из примуса Бегемота сжигает «нехорошую
квартиру №50», Азазелло так же уничтожает квартиру Мастера.
Лишь двое, Мастер и Маргарита, да еще впоследствии вылечившийся
от хамства и воинствующей невежественности Иванушка
Бездомный, награждены Воландом. Герои, чьи имена Булгаков вынес
в заглавие, единственные способны к настоящему творчеству
и настоящей любви. Мастер, получив временную независимость
в результате лотерейного выигрыша, покупает книги и пишет роман
о Понтии Пилате. Кому еще в Москве могла бы прийти такая «несвоевременная
» мысль? Общество выталкивает Мастера, когда он
пытается прийти со своим романом к людям. Травля критиков, донос
Алоизия, арест, психиатрическая клиника. Если бы не волшебное
вмешательство «доброго дьявола», ни рукопись романа, ни Мастер
не вернулись бы в мир. Но «рукописи не горят», и Маргарита возвращает
силой любви Мастера и роман. Маргарита готова «продать
черту душу», только бы узнать, что с ее исчезнувшим возлюбленным.
Она соглашается стать королевой бала у сатаны и с достоинством
поистине королевским принимает его гостей — злодеев всех
времен и народов. Поскольку Мастер при жизни сломался, сжег
роман и ушел от возлюбленной, он не заслужил «свет», но заслужил
«покой».
Булгаков, в отличие от своего героя, выдержал испытание жестоким
временем. До последних дней он работал над романом, и наградой
ему — истинная читательская любовь.