Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Проблематика рассказа «Судьба человека»

Сочинение на тему «Проблематика рассказа «Судьба человека»»

Небольшой рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» открыл
новый взгляд на Великую Отечественную войну в русской литературе.
Шолохов не стал изображать масштабных сражений или выводить
на страницах произведения исторических деятелей. Он продолжил
традицию классической русской литературы, обратившись к судьбе
«маленького человека» из народа, попавшего в водоворот глобальных
исторических событий.
Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе».
Вначале автор говорит от своего имени, как после войны повстречал
на переправе мужчину с мальчиком, затем следует рассказ
встреченного мужчины, и завершает произведение снова автор, со слезами
глядящий вслед путникам. История Андрея Соколова действительно
может вызвать слезы даже у человека бывалого. На долю главного
героя выпало столько страданий, что, казалось бы, он должен
навсегда очерстветь душой, озлобиться на весь мир. Однако на
примере Соколова Шолохов показывает, что русский народ не могут
сломить никакие испытания.
Довоенное прошлое Андрея Соколова было обычным и не предвещало
героических поступков этого человека на войне. Голодное
детство, батрачество, гражданская война, счастливое десятилетие
перед Великой Отечественной, когда Соколов нашел смысл жизни
в семье, выстроил дом, растил двух дочерей и сына, радовался ласковости
и заботливости жены. Все оборвала и сломала война.
Повоевать Соколову долго не пришлось. Во время наступления
немцев он, контуженный, попал в плен. Здесь начинается героический
поединок Андрея с судьбой, которая словно специально хочет сломать
его, превратить в раба. Но уже при первой встрече с фашистами Соколов
сопротивляется страху смерти: когда автоматчик прицелился в него,
Андрей, превозмогая боль от контузии, поднялся и посмотрел ему
в глаза. «Неохота было лежа помирать», — буднично комментирует
Соколов свое героическое поведение. Ему в голову не приходит оценить
свои действия как мужественные, героические. Речь главного
героя проста и незатейлива, но поступки его впечатляют.
Никто не заставлял Соколова рисковать жизнью, когда ночью
в церкви, куда согнали пленных, он услышал разговор двух сослуживцев,
один из которых грозился выдать наутро фашистам
своего командира. Андрей не может остаться в стороне и, несмотря
на естественное отвращение к убийству, душит предателя.
При первой же возможности Соколов совершает побег. Поразительна
сила и живучесть русского человека! Бросив лопату, когда конвоиры
расслабились, Андрей без передышки бежит десятки километров. Однако
у преследователей мотоциклы и собаки. Они нагоняют беглеца
и «с живого шкуру спускают». Отсидев месяц в карцере, главный
герой выходит — чуть живой, но живой же! Он продолжает «горбатиться
» на нацистов в концлагере, где и происходит его поединок со
страшным начальником Мюллером. Казалось бы, как может сопротивляться
всемогущему Мюллеру измученный каторжник? Но Соколов
побеждает морально: когда начальник лагеря решает расстрелять Андрея
и предлагает ему выпить за победу немецкого оружия, Соколов
отказывается. Он пьет за свою смерть и не закусывает. Фраза из рассказа:
«Я после первой не закусываю» — стала впоследствии народной
поговоркой. Пораженный бесстрашием и достоинством русского
солдата, Мюллер дарует ему жизнь. Этот эпизод можно назвать кульминацией
рассказа.
Соколову, наконец, удается бежать, причем довольно лихо: на
немецком автомобиле, с оглушенным военным инженером и бумагами,
в которых оказывается план фашистских укреплений. Попав
к своим, Соколов сразу просится в строй. Но командование отправляет
его на лечение и в отпуск. Тут-то и следует страшный удар судьбы:
Андрей узнает о гибели во время бомбежки жены и дочерей. На
месте его дома — яма. Главный герой возвращается на фронт, и вроде бы
появляется на его горизонте светлый лучик: сын Андрея жив, они
должны встретиться при взятии Берлина. Встреча происходит. Андрей
приходит к гробу своего сына, убитого снайпером именно 9-го мая.
Так Шолохов на примере одного человека показывает невыносимую
тяжесть военной трагедии для всего народа. После всего, что
выпало на долю Соколова, человеку остается только доживать в каком-
то бесчувственном состоянии. Андрей после войны устраивается
шофером, потихоньку спивается.
Но не таков русский человек, чтобы погибнуть ни за грош, если
рядом есть еще более слабый и несчастный. Себя Соколов не жалеет,
чувство эгоизма ему неведомо. А вот когда он встречает у чайной
беспризорника Ванюшу, Андрей, долго не раздумывая, становится
ему вторым отцом. Отныне у Соколова есть цель в жизни. В финале
рассказа он вместе с Ванюшей идет устраиваться на новую работу,
и не возникает сомнений, что такой человек не пропадет и не позволит
пропасть ребенку.
Тема судьбы является важнейшей в русской литературе. Отечественные
писатели и своей собственной жизнью, и своими произведениями
всегда вели битву с судьбой, не покорялись ей. Да, жизнь
может загнать человека в угол, но благодаря таким качествам, как
мужество, физическая выносливость, моральная стойкость, патриотизм,
природная сметливость, русский человек переломит беспощадную
судьбу, не позволит сломать себя. Трудно сказать, в чем больше проявилась
душевная сила Андрея Соколова- в его поведении в плену,
когда он беспокоился о себе, или в его поведении в мирной жизни,
когда, потеряв самых дорогих и близких ему людей, главный герой
сумел преодолеть горестное бессилие перед судьбой и нашел достойную
цель в жизни.