Характеризуя возникновение нового, революционно-романтического литературного течения, мы видели, как вокруг А. С. Пушкина, главы течения, группируются поэты, его соратники и спутники. Наряду с поэтами-декабристами или с такими литераторами, как П. А. Вяземский, Н. М. Языков, эпоха Пушкина может гордиться именами многих крупных поэтов: Д. В. Давыдова, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Д. В. Веневитинова, Ф. И. Тютчева. Трудно назвать другой период истории русской литературы, который ознаменовался бы появлением такого созвездия поэтических имен. Не случайно в литературоведении давно возникло понятие «пушкинской плеяды» для обозначения группы поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю. Это был расцвет русской поэзии перед тем, как она уступила основное место прозе.
Однако понятие «пушкинской плеяды» нуждается в уточнении. Конечно, Пушкин был учителем и вдохновителем многих и многих поэтов своего времени. По меткому выражению Н. В. Гоголя, от Пушкина, точно от «поэтического огня, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты». Но, во-первых, в традиционный состав «пушкинской плеяды» (Вяземский, Дельвиг, Языков, Баратынский) порой не включались поэты, которые в данный период были особенно близки к Пушкину как борцу за ведущее течение русской поэзии — революционный романтизм. Что же это за «пушкинская плеяда», если в нее не входят поэты-декабристы? Во-вторых, объединение поэтов пушкинской поры под понятием «пушкинской плеяды» может создать ложное представление, будто все эти поэты принадлежат к возглавленному Пушкиным течению революционного романтизма. Между тем группа поэтов, с которой традиционно связывается наименование «пушкинской плеяды», не обнаруживает внутреннего единства ни между собой, ни в отношении к своему вождю. Так, Дельвиг и Баратынский иначе связаны с Пушкиным, чем Вяземский или Языков. Нельзя забывать и того, что современниками Пушкина были такие разные поэты, как И. И. Козлов и А. И. Полежаев, которых никак не отнесешь к революционным романтикам. В пушкинское время начинает писать стихи один из крупнейших и оригинальнейших русских поэтов — Тютчев, мастерство которого тесно связано с поэзией Пушкина, но которого нельзя отнести ни к «пушкинской плеяде», ни к поэтам революционного романтизма, ни к последователям В. А. Жуковского.
Таким образом, поэзия пушкинской поры представляет весьма сложную картину. Если оставаться в границах изучаемого периода (1815-1825), то основную линию размежевания определить нетрудно: это было расхождение между революционными романтиками с Пушкиным во главе и поэтами, связанными с традициями Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Поэты пушкинского поколения должны были определить свое место в этой идейно-литературной борьбе. Но в лирике самого Пушкина уже в 1825 г. появляются идейные и художественные тенденции, выводящие его за пределы гражданского романтизма декабристов. Еще более осложнилось положение после восстания декабристов, явившегося критическим моментом для поэтов пушкинского окружения. Это событие застало большинство из них в разгар творческой деятельности. Для таких, как Вяземский и Языков, наступившая реакция оказалась губительной, вызвав резкий идейный и творческий спад. Другие поэты после 1825 г. вступают в новую полосу развития, отражающую новую историческую обстановку. Так, Баратынский, зарекомендовав себя талантливым поэтом еще в первую половину 20-х годов, сказал свое слово уже в новый исторический период, чутко и тревожно реагируя на глубокие процессы русской жизни того времени. Накануне декабрьских событий выступил и Веневитинов, но то оригинальное, что он успел поэтически высказать за короткий срок своей литературной, деятельности, было связано уже с обстановкой после 1825 г. Тютчев, критически откликнувшийся своим стихотворением еще на пушкинскую оду «Вольность», проявил себя самобытным поэтом-философом позднее. В 30-е годы с его творчеством познакомил русских читателей Пушкин, опубликовав цикл тютчевских стихотворений в «Современнике», а в 50-е годы его заново «открыл» Некрасов.
Все перечисленные поэты усвоили — каждый в меру своего таланта — пушкинскую культуру поэтического слова и внесли в эту культуру свое. Вместе с Пушкиным они подняли русскую поэзию на новую ступень развития. Но творчество каждого из них было неизмеримо более узким, чем всеобъемлющее творчество Пушкина. Каждый из них отражал какую-то одну сторону пушкинской поэзии, развивая ее, впрочем, с большой творческой самостоятельностью. Особенно это нужно сказать о Тютчеве, поэте глубоко самобытном и ярком.
Конкретно-историческое рассмотрение творчества поэтов пушкинского круга поможет определить своеобразное место каждого из них в литературном движении изучаемого периода, когда их деятельность имела наибольшее значение . Но можно утверждать, что эти поэты в период, замыкающийся 1825 г., занимали свое место в передовом литературном движении, объединялись под знаменем прогрессивного романтизма, имевшего те или иные точки соприкосновения с романтизмом революционным. Это бесспорно в отношении Вяземского и Языкова. Не будет ошибкой утверждать то же самое в отношении Давыдова и Баратынского. Более противоречив романтизм Дельвига и Веневитинова, но если у первого преобладают консервативные элементы, то второй в общей направленности своего творчества стоял на прогрессивных позициях. В общественно-политическом отношении поэты пушкинского круга, не входя в декабристский лагерь, разделяли в той или иной мере настроения «либералистов» 20-х годов. Поражение восстания декабристов каждый из них пережил по-своему, и здесь пути их разошлись.