Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Психологизм лирики Ф. И. Тютчева

Сочинение на тему «Психологизм лирики Ф. И. Тютчева»

Психология — это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут лучше понять своего собеседника. Вспоминается Порфирий Петрович из романа Достоевского «Преступление и наказание», который был искусным психологом и смог, ловко воздействуя на сознание Раскольникова, разоблачить его. Тютчева тоже можно назвать своеобразным психологом, в своих стихотворениях он изображает душу как реально существующую материю, он живет мыслями о ней.

Чуть ли не в каждом стихотворении Ф. И. Тютчева мы встречаем тему души, несмотря на то, что часто психологизм скрыт под пеленой таинственности.

Наиболее часто мотив души у Тютчева ассоциируется с состоянием природы. Недаром говорят о том, что сад — это метафора души. У Тютчева природа берет на себя эту функцию. Состояние природы — состояние поэта.

…Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся а глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши…

Тютчев, как и любой творческий человек, был неуравновешен. Это свойство поэта наложило отпечаток на его творчество, в особенности на психологические стихотворения. Например, стихотворение «Еще земли печален вид…»:

…Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..

Можно предположить, что в тот момент, когда поэт писал это стихотворение, душа его была неспокойна, что-то ее волновало, тревожило. Впрочем, человеческую душу всегда что-нибудь тревожит, она не может находиться в состоянии покоя. Человек все время придумывает себе какие-либо заботы, в его голове всегда формулируются какие-то мысли. Душа всегда терзается: и при жизни человека, и после смерти.

Мотив души, психологизм наиболее часто встречается в стихотворениях о временах года. Самым печальным временем является осень. Осень — это пе только время года, но и этап в жизни человека, это самая унылая пора. Вот стихотворение «Осенний вечер», где можно увидеть мотив души:

Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья…

Здесь нет конкретного упоминания о душе, но ее присутствие мы видим в «кроткой улыбке увяданья». В этом отрывке душа тоже страдает. Страдания, боль, тоска, всегда являются причиной, по которой люди роняют слезы:

…Слезы людские, о, слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Человек никогда не умирает, просто душа покидает его тело. Человек обречен на смерть. Он не может жить вечно. А душа, покинувшая тело, продолжает существовать.

Завершить наше путешествие по лирике Ф. И. Тютчева хотелось бы стихотворением «Видение». В этом стихотворении душа предстает перед нами как часть хаоса. Возникает вопрос: «Почему душа относится к хаосу?» В хаосе все неопределенно. В душе тоже все сумбурно, непонятно. В душе человека всегда присутствуют смятение, непонятость. Поэтому душа, как хаос, что-то бесформенное и беспорядочное.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!

В этом стихотворении душа изображена как нечто нетронутое, девственное, как младенец, который делает первые шаги. Этот отрывок наполнен нежностью, лаской и, в то же время, великолепием, ощущением великого пространства.

Таким образом, рассмотрев некоторые примеры психологической лирики Ф. И. Тютчева, мы можем сделать вывод, что мотив души выражается через природу, ее состояние, через мотив времен года, через состояние самого человека, через мотив двойного бытия, а также через полет, полет души. Главная же отличительная особенность лирики Тютчева — это то, что личное, хрупкое противопоставляется хаосу, которого поэт боится.