В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» дьявол Воланд заявляется в советскую Москву как бы для контроля над деяниями своих подопечных безбожников-атеистов, захвативших власть в России. Полномочия его велики: он обладает привилегией карать и миловать в рамках дозволенного ему Богом. Но картина обновленной Москвы поражает даже самого дьявола: что это за люди такие — не верят ни в Бога, ни в черта.
Воланд представлен как защитник сложившейся системы ценностей: ада и рая, то есть вселенской гармонии, равновесия зла и добра. Богоборчество большевиков представляет собой невиданный бунт против мироздания. Самопровозглашенное человекобо- жество в образе мумии Ленина в мавзолее и воплощение идеи царя- патриарха в лице генсека Сталина борются за преобразование всего мира в целом в «коммунистический рай», чтобы противостоять самому Богу. Поэтому дьяволу Воланду ничего не остается, кроме как взяться за восстановление мирового порядка, частью которого он является как воплощенное зло.
Вопреки своей природе он принимается за спасение пропащих душ. Но делает это, разумеется, дьявольскими методами. Служанку Маргариты Наташу он обращает в ведьму на помеле — все же меньшее зло, чем быть прислугой у советских чиновников.
Маргарита сама открыто идет навстречу нечистой силе, чтобы восстановить справедливость, вернуть себе любимого. Булга- ковская Маргарита — это зеркальное отражение Гретхен Гете. Она не падает во имя любви, она и так давно пала, но, уже падшая, распрямляется духовно. Освобожденная и радостная душа ее не возносится в рай ангелами, как душа Гретхен, — демоны сопровождают ее в чистилище на вечный покой. Фауст Гете продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал любовь Маргариты, когда она мешала ему. В романе Булгакова Мастер не ищет греха познания, а хочет созерцательного покоя. Маргарита теряет рай и
становится ведьмой ради любви и верности Мастеру, без чего невозможен их покой и общая гармония.
Смерти для Булгакова не существует, есть только преображение. Мысль о преображении, перевоплощении, возрождении, наверное, всегда волновала Булгакова. На низшей ступени — это преображение чисто внешнее: живой — мертвый, человек — демон. Но способность к смене облика на ином уровне замысла перерастает в идею внутреннего преображения, то есть духовного возрождения.
В романе «Мастер и Маргарита» свой путь душевного обновления и возрождения проходит также пролетарский поэт Иван Бездомный. Его спасение тоже состоит в принудительном удалении от мирской суеты. Сначала психиатрическая лечебница, затем официальный статус душевнобольного оберегают его от покушений на его внутреннюю свободу со стороны безбожной власти.
Казалось бы, совсем недавно в споре с сомнительным иностранцем поэт-атеист Бездомный, вторя Берлиозу, едко осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он в бесплодной погоне за воландовской шайкой оказывается на берегу Москва-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой, приколотой на груди булавкой, и в чужом нижнем белье является он в ресторан МАССОЛИТА, описанный автором как подобие вавилонского вертепа — с буйством ненасытной плоти, игрой тщеславия и яростным весельем.
В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности он повторяет путь библейского пророка Ионы, которому Бог повелел прийти в Вавилон и предупредить грешников о грядущем возмездии. Путь к духовному выздоровлению, как ни странно, — душевная болезнь Бездомного. Лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки — смертный грех перед Богом, истиной и поэзией. Берлиозу за его неверие в чудеса отрезали голову, а Иван, повредившись головой, потеряв рассудок, все же как бы обретает его, прозрев духовно.
Одно из проявлений духовного выздоровления — отказ от претензии на современное всезнание и всепонимание. В эпилоге романа бывший атеист Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, как будто заодно с именем изменилось и все его духовное существо.
Перевоплощение Мастера и Маргариты похоже на духовную эмиграцию. Это не мистическое переселение душ, а миграция души в неприкосновенной целости и сохранности в новый мир. Ради этого
Маргарите суждено обернуться ведьмой и, совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться на балу у сатаны. Тут она сама осознает, что она не просто московская жена со- вслужащего или домохозяйка, а символ вечной женственности, земной и грешный.
Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу Мастера: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Учитель-рабби Левия Матвея не хочет взять Мастера «к себе, в свет», потому что он «не заслужил света, но — покоя». Современного маловерного человека такое решение Бога удивляет. Но дело в том, что все мы, нынешние, уже не имеем надежды на спасение, живя в грехе. Это честно признает автор. Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу и себе. Мастер даже ада не заслужил, потому что ад — искупление грехов вечной мукой. Воланд наказывает его вечным внешним покоем и вечным же душевным беспокойством, которое именуется в повседневной жизни творческим горением.
Но как попадут идеи и образы Мастера на грешную землю? Булгаков и тут все предусмотрел. Козий пергамент Левия Матвея и рукопись Мастера — не горят. Духовно прозревший Иван Бездомный, а впоследствии научный сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев обретает нравственное прозрение как наследный дар русской интеллигенции, к которой принадлежали Пушкин, Чехов и Булгаков. «Вы о нем… продолжение напишите», — говорит, прощаясь с Иваном, Мастер. И, по библейской традиции, люди 20-го века и нового времени в одиночестве хранят в душе заветы Иешуа Га-Ноцри. И не только научным сотрудникам досталось это наследство. Среди тех, кто пишет в своих душах «продолжение», в том числе и порой полуграмотные праведники, без которых не стоять Земле Русской.