Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб!И. Северянин
Серебряный век русской литературы — это эпоха, которая простирается между временем царствования Александра III и семнадцатым годом, то есть примерно двадцать пять лет. Отрезок времени, равный зрелости поэта. Мы связываем с Серебряным веком имена таких замечательных поэтов, как Блок, Анненский, Георгий Иванов, Бальмонт, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Волошин, Пастернак, Северянин, Брюсов, Цветаева, Белый… Нет, всех имен здесь не перечислишь. Сами участники этого российского Ренессанса сознавали, что живут в пору духовного возрождения. В статьях того периода часто встречались выражения — «новый трепет», «новая литература», «новое искусство» и даже — «новый человек».
В. Брюсов писал: «Бальмонт прежде всего — «новый человек», к «новой поэзии» он пришел не через сознательный выбор… Он поставил себе задачу быть выразителем определенной эстетики». Именно в этом ключе понимал свою эпоху начинающий Георгий Иванов. Для Анненского главным феноменом этого времени была литература, а ядром в ней — новая поэзия.
Вообще-то термин «новая поэзия» весьма спорный. Но в целом все же поэты Серебряного века своей эстетикой отличались от предшественников. Прежде всего формой, духовной и лексической свободой.
Авторитетные литературоведы утверждают, что все закончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого уже не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция прежней раскрепощенности поэзии. Действовали некоторые литературные объединения, например, Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная литература» в Петрограде, но и эти отголоски Серебряного века заглушил выстрел, оборвавший жизнь Гумилева.
Серебряный век эмигрировал — в Берлин, Константинополь, Прагу, Софию, Белград, Рим, Харбин, Париж. Но, видимо, в человеческой культуре есть закон, по которому ренессанс невозможен вне национальной почвы. А художники России лишились такой почвы. К своей чести, эмиграция взяла на себя заботу о сохранении духовных ценностей еще недавно возрождавшейся России. В литературе зарубежья — это целые тома воспоминаний, подписанные громкими именами русских писателей.
Хочу привести стихотворение Георгия Иванова «Портрет без сходства», которое, как мне кажется, очень точно характеризует пути и судьбы поэтов Серебряного века:
Летний вечер прозрачный и грузный.
Встала радуга коркой арбузной,
Вьется птица — крылатый булыжник…
Так в небо глядел передвилсник,
Оптимист и искусства подвижник.
Он был прав. Мы с тобою не правы.
Берегись декадентской отравы:
«Райских звезд», искаженного света.
Упоенья сомнительной славы,
Неизбежной расплаты за это.
Расплата была жестокой: многие поэты погибли, многие умерли в эмиграции, и прах их сейчас в чужой земле. Но в прекрасной и драматической эпопее Серебряного века осталась волшебная красота и благородство помыслов русской души, на которые мы, современные россияне, будем все время оглядываться в ностальгическом порыве.