Роман «Разгром» — это описание пути в революцию всего народа и каждого человека в отдельности. Как говорил сам Фадеев, центральную идею его романа определяет стремление показать переделку «человеческого материала» в ходе революции под руководством большевиков, поэтому в «Разгроме» основной акцент делается не на события, а на их внутреннее восприятие героями. Путь в революцию мостят люди, которые уже подготовлены к борьбе. Совсем необязательно революционер должен обладать какими-то определенными качествами. Ведь такие, несхожие между собой Левинсон, Бакланов, Дубов, Гончаренко, Метелица, Морозка, Сташииский, Варя — все революционеры в самом высоком смысле слова. Духовно они все развиваются неодинаково, разными путями, испытывают при этом разные чувства. Все перечисленные герои внесли свой весомый вклад в дело революции. Кому-то суждено продолжать борьбу, кто-то уже никогда этого не сделает. Важно то, что все они честно выполняли свой долг.
На пути к финалу досадными помехами являются случайные в отряде люди. Ни один коллектив не обходится без таких личностей. В отряде это Пика, Чиж, Мечик. Автор всячески подчеркивает, что ни старик Пика, ни Чиж, ни даже Мечик не могли стать существенной преградой на пути целеустремленных людей. Да, Мечик нанес непоправимый вред отряду, но та же ситуация, которая способствовала предательству Мечика, позволила Морозке совершить свой подвиг. А путь Морозки к мироощущению истинного революционера был труднее, чем у остальных героев, ему долго приходилось избавляться от ненужных мыслей и чувств. Куда как легче Левинсону, который всегда ясно видит перед собой ту большую цель, к которой идет, или Бакланову, который, подражая во всем командиру, тем не менее, представляет собой яркий тип борца за революцию, большевика, или Гончаренко, который вообще не знает ни в чем колебаний. И только Морозка — человек без убеждений, по крайней мере, таким мы видим его в начале романа. Гулял он потому, что все гуляли, женился, когда пришла пора, и за Советы пошел воевать, поскольку надо было идти.
Познакомившись с Морозкой, читатель никак не ожидает, что он станет именно тем человеком, который совершит героический подвиг, что перед лицом врага у него не мелькнет даже мысли о том, чтобы спастись, а что он будет думать лишь о том, чтобы предупредить едущих сзади людей об опасности. Сколько Морозка размышлял, сколько мучился, как долго склонен был обвинять людей в серости своего существования! Тем интереснее наблюдать за тем, как человек постепенно меняется, оставаясь собой и, в то же время, превращаясь в большевика. Как-то незаметно меняется и его жена Варя, становясь сильнее, решительнее, отметая прежние предрассудки, разочаровываясь в любви к недостойному человеку.
Самое удивительное, что меняется в ходе романа и сам Левиисон, хотя, казалось бы, этот человек с самого начала был убежденным большевиком. Но он наравне со всеми держит путь в революцию, становясь все жестче, все верней своей идее. Это человек, который каждый день совершает подвиг. Его терзает тревога о судьбе отряда, но в присутствий людей он всегда спокоен, собран и готов дать ответ на любой вопрос, даже если сам мучается сомнениями. Он переживает за свою далекую семью, при этом ни слова не упоминая о ней далее Бакланову. Его терзает непроходящая боль, но он находит в себе силы вести себя как обычно: шутить с людьми или применять силу, что вовсе не означает, что ему весело или он зол. Он не высыпается, но ездит по ночам проверять дозоры. Ему проще, чем Морозке, в том смысле, что он знает, ради чего переносит все тяготы. Главная забота Левиисона — люди. Кстати, тут небезынтересно вспомнить Метелицу, который при своем внешнем равнодушии и даже презрении к людям всегда делал все для их блага. Под маской равнодушия таился добрейшей души человек, это как нельзя более ясно проявилось в сцене с мальчиком-пастушком. О Метелице никак нельзя сказать, что он сознательно шел в революцию, это просто всегда было в нем заложено. Революционное сознание было для него такой же характерной чертой, как для Левиисона — самообладание или для Мечика — трусость.
Наиболее напряженно действие романа начинает развиваться ближе к финалу; события стремительно сменяют друг друга. Это самая благоприятная ситуация для того, чтобы выявить, кто на что сиособеи. И действительно, каждый показывает себя: Мечик — предателем, Левинсон — талантливым командиром, Морозка и Метелица — героями.
Последний бой стал тем решительным испытанием, через которое должны были пройти герои романа, чтобы встать на путь революции. Можно с уверенностью сказать, что те девятнадцать человек, которые выжили после боя, уже никогда не предадут свою идею. Слишком долго они к ней шли, слишком жестко перекраивали себя, чтобы отступить. Их характеры закалились, стали стальными. Отряд, правда, лишается и одних из самых лучших людей — Дубова и Бакланова. Не приходится сомневаться, что Бакланов мог стать вторым Левинсоном, вероятно, обладающим даже лучшими человеческими и командирскими качествами. К сожалению, он погибает, так и не успев отойти от подражания Левинсону, стать полностью самостоятельной личностью.
Революция всегда требует жертв, иногда ими становятся самые преданные ее борцы. Но жертвы эти не напрасны, поскольку на место одного погибшего придут новые борцы и продолжат борьбу с новыми силами: «нужно жить и выполнять свои обязанности». Путь в революцию еще далеко не завершен, по уже проторен.